Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
Вторым апостольским источником христианского благовестия в Кавказской Албании явился ученик апостола Фаддея - святой Елисей. Моисей Каланкатуйский так передает о начале проповеди святого Елисея: «В удел нам, жителям Востока, достался св. апостол Фаддей, который, прибыв в Армению в область Артаз, получил там кончину мученичества от армянского царя Санатрука. Ученик его святой Елисей возвращается в Иерусалим и остальным соапостолам его рассказывает о вожделенном его мученичестве. Там, по вдохновению Святого Духа, Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалима. Елисей, получив себе в удел Восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армении, и начинает проповедовать в Чога, и, уча многих в разных местах, заставил их познать спасение. Оттуда он прибыл в область Ути, в город Согарн с тремя учениками…» 136. Затем «…святой первосвятитель прибыл в Гис, устроил церковь, и принес бескровную жертву. На этом месте возникли первые церкви наши, митрополия и просвещение» 137. Таким образом, из «Истории» Моисея Каланкатуйского явствует, что Елисей, ученик апостола Фаддея, бывший свидетелем его мученической смерти, возвращается в Иерусалим и рассказывает святым апостолам о кончине их соапостола. Там же по вдохновению Святого Духа Божия Елисей получает рукоположение от брата Господня Иакова, бывшего первым епископом Иерусалимским, и направляется в Албанию, где продолжает дело своего учителя святого Фаддея. В Армении проповедовали два апостола, носящие имя Фаддей. Свидетелем мученического подвига какого из них мог явиться святой Елисей? Армяне называют своим первым Апостолом святого Фаддея от семидесяти, который, впрочем, проповедовал на территории Эдессы (в верхней Сирии), принадлежавшей в то время Армении. Сообщения армянских летописцев о том, что этот Апостол благовествовал «целые 18 лет (с 32 по 49 годы) в самой Армении, Великой и Малой, что здесь он и скончался» 138 подтверждаются сообщениями церковных историков. После проповеди в Эдессе апостол Фаддей прибыл в Армению, где обратил в христианскую веру царевну Сандухт и множество других лиц, после чего был предан мучительной казни в местечке Шаваршаван (обл. Артаз). По одной из версий предания, апостол Фаддей перед кончиной успел встретиться на Арташатском холме с апостолом Варфоломеем 139. При третьем армянском царе Санатруке, племяннике Авгаревом, также в саму Армению прибыл с проповедью Евангелия другой апостол Фаддей, известный под именем Иуды Левия, который подвизался здесь в продолжение трех лет с 66 по 69 год. По мнению армянских исследователей святой Елисей был учеником апостола Фаддея от семидесяти 140. Сведения о том, что Елисей был рукоположен братом Господним Иаковом в Иерусалиме, имеются и в поздних албанских источниках у Мхитара Гоша 141 и Киракоса Гандзакского 142. Исходя из сообщений источников о синхронности времени рукоположения Елисея с жизнью первого епископа Иерусалимского святого Иакова (+62 год), можно датировать пребывание Елисея на территории Кавказской Албании. Исследователи сходятся во мнении, что начало проповеди святого Елисея в Албании можно датировать не позднее 60-х годов по Р.Х 143. Путь святого Елисея из Иерусалима лежал через Персию (минуя Армению) к жителям южного течения реки Самур – маскутам, где в Чоле (Дербенте) он начал проповедь Благой Вести. Затем, по сообщению историка, Елисей направляется в область Ути (правобережье реки Куры) и далее – в Гис (Киш), где основал церковную общину и построил храм, совершив Божественную Евхаристию. Исследователь истории христианства у цахуров Г.Х.Ибрагимов заметил, что в описанном Моисеем Каланкатуйском маршруте святого Елисея много алогичного: Чол – Ути – Гис. По данным исторической географии, Чол находится на крайнем северо-востоке Албании (отождествляется с селением вблизи Дербента), Гис (с. Киш Шекинского р-на) – на крайнем северо-западе, в области левобережья Куры, Ути – в правобережье. Если принять, что Елисей, прибыв к маскутам, начал проповедь в Чоле, то дальнейший его путь должен быть вверх по долине Самура. Полагают, что в пути он посетил высокогорный аул Сурхары (отождествляется с аулом Зрых, где проживают лезгины-кюринцы), а оттуда направился в Киш/Гис, где построил церковь. Из Киша он пошел в Яргун (среднее течение правобережья Самура). Далее утверждается, что Елисей переправился через реку и добрался до Гельмеца. В этом описании маршрута Елисея наблюдается неразрешимое противоречие. Горы Большого и Малого Кавказа объединяет Кура-Алазанская долина, выход в которую из Самурской долины проходил через определенные перевалы, из которых путник выбирал кратчайшее расстояние. Скажем, чтобы попасть из Зрыха в Киш путник должен вернуться в Ахты, оттуда добраться до перевалов Филе или Шин. А чтобы из Киша попасть в Гельмец, ему пришлось бы вернуться обратно в Зрых, а потом вверх по Самуру. Такие круговые пути в горах просто непозволительны. Но одно в описании Моисея Каланкатуйского мы можем принять за истину: возможность посещения святым Елисеем Чола, Утии, Киша, Гельмеца, Зрыха и т.д. Именно в этих местах были крупные арамейско-иудейские общины, составлявшие на деле опору для распространения христианства. Более реально было бы представить маршрут Елисея в последовательности: Ути – Киш – Чол – Ахты – Зрых – Мюхрек – Гельмец. При таком маршруте надобность в перевалах Большого Кавказа отпадала 144. Таким образом, понеся подвиг апостольского благовестия на территории Кавказской Албании, святой Елисей подъял и смерть мученическую. Моисей Каланкатуйский сообщает: «…Прибыл (святой Елисей – А.Н.) в область Ути, в город Согарн с тремя учениками, родственники которых, некоторые беззаконники, погнались за ними, и один из учеников получил от них кончину мученическую. Два других ученика оставили блаженного Елисея и пошли за мужами-убийцами. Но святой первосветитель… перейдя оттуда (из Гиса – А.Н.) по долине Зергуни на место жертвоприношения неверующих идолопоклонников, он принял здесь венец мученичества, и неизвестно кем было совершено это дело. После того превосходные останки его были брошены в ров преступников и зарыты долгое время в местечке, которое называлось Гоменк» . 145 Албанская Церковь всегда считала своим апостолом и покровителем святого Елисея. Помимо наименования апостольского древние авторы приписывали Елисею принадлежность к числу апостолов от семидесяти: «Но албанцы… показали другого раннего апостола, прибывшего в Агванию – Елисея, одного из учеников Господа, рукоположенного Иаковом, братом Господним» 146. Исходя из свидетельства Моисея Каланкатуйского можно допустить, что святой Елисей вполне мог быть не только учеником одного из апостолов, но и очевидцем жизни и проповеди Самого Христа. Наименование же святого Елисея Апостолом также может быть вполне оправдано. Несмотря на то, что в глазах первых христиан апостольское звание было недоступно для прочих членов Церкви, однако есть косвенные указания на существование в Иерусалимской Церкви апостолов в широком смысле. «Апостол Павел в I Кор. 2, 13-15 говорит о своих иудействующих противниках, как о лжеапостолах, принимающих вид апостолов Христовых. Едва ли апостол Павел мог выражаться так, если бы в первоначальной Церкви не было миссионеров, называющихся апостолами и действовавших как бы от лица и по поручению двенадцати. У него не было бы основания опасаться, что коринфская община примет этих апостолов, если апостолами были лишь двенадцать учеников Христовых, известных общине. Эти апостолы получали, по-видимому, полномочия от самих двенадцати и, отправляясь на проповедь, брали от них с собой рекомендательные письма» 147. Согласно древнему преданию и сообщению историков приблизительно в той же восточной части будущего Албанского марзпанства, где благовествовал апостол Елисей, «проповедовал и другой ученик апостола Фаддея, Дади, над могилой которого во второй половине I века был основан монастырь Дадиванк» 148. Первый, так называемый апостольский период распространения христианства в Албании, связан с именами апостола Варфоломея и ученика (или учеников) апостола Фаддея – Елисея (некоторые отождествляют Дади с Елисеем или даже с самим Фаддеем). Этот период исследователи-албанисты также условно называют сирофильским, когда христианство проповедовалось на сирийском языке как апостолами, их учениками, так и сирийскими миссионерами. «Торговые пути уводили сирийцев далеко от Месопотамии, из Ирана в страны Кавказа – Грузию, Албанию. Совершая торговые операции, сирийцы становились проводниками новых веяний, содействовали распространению христианского учения» 149. Моисей Каланкатуйский сохранил данные, позволяющие судить о деятельности в Албании сирийских монахов, а также о наличии надписей на христианских реликвиях на сирийском языке 150. Таким образом, условия для раннего распространения христианства в Грузии, Армении и Кавказской Албании были абсолютно идентичны. Раннее распространение христианства на Кавказе связано, в частности, с наличием еврейской диаспоры, появившейся здесь еще в VI-V веках до Р.Х. Из приведенных фактов проповеди на территории Кавказской Албании апостола Варфоломея и святого Елисея, именуемого древними авторами «Апостолом Албании», становится очевидным, что Албанская Церковь изначально была апостольской. Уже во второй половине I века святой Елисей возглавил христианскую общину в Кавказской Албании. Её появление знаменовалось верой в пришедшего Мессию – Христа, стремлением отделиться от иудаизма и стать универсальной религией без всяких этнических и государственных ограничений. Универсализм христианства обеспечивал успех его миссии у народов Кавказа: это была уже не замкнутая религия избранного Богом народа. Наступило время Нового Завета. Для христианской миссии Албания представляла благодатную почву. Языческие верования, смешанные с зороастризмом, не были особой помехой новой религии. Слову Божию благоприятствовали полиэтниче-ская среда и общинный тип социального уклада: каждый этнос, каждая община в конфедерации 26 племен имела автономное управление со своими традициями и волеизъявлением. В этот период Албанская Церковь связана с Иерусалимской Церковью. Некоторые исследователи считают, что хотя «в начале христианство распространялось быстро и в период парфянского владычества сделало крупные успехи на Востоке, но с возвышением Сасанидской династии в Персии, благодаря их враждебной политике, результаты двух веков свелись на нет» 151. Это утверждение справедливо лишь отчасти. По слову Тертуллиана «кровь мучеников – это семя Церкви». Насаждать Благую Весть первым проповедникам христианства приходилось ценой тяжелых испытаний и даже самой смерти, но именно их проповедь соделалась прочным фундаментом, на котором вот уже две тысячи лет зиждется Церковь Христова. 136Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.I, гл.6.
|
|
|
|