Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
III. Христианство в Албании при Аршакидах в V веке
Исторические сведения о событиях первой половины V века в Албании крайне скудны. В это время в Албании развитие феодальных отношений сопровождалось, с одной стороны, борьбой между царской властью, стремившейся к централизации, и князьями, пытавшимися обособиться, и, с другой стороны, между царской властью и духовенством, расширявшим свои земельные владения за счет царских земель. Персы, стремящиеся к контролю над странами Закавказья, держали в Албании сильные гарнизоны якобы для защиты от северных кочевников и умело пользовались внутренними разногласиями, чтобы подчинить себе народы Закавказья, дотоле сохранявшие внутреннюю автономию. В царствование Иездегерда I (339-420) положение Албанской Церкви улучшилось. Этот период был тяжелым для сасанидов, во-первых, из-за обострившейся внутренней борьбы между царем и крепнущей знатью, и, во-вторых, из-за неблагоприятных международных отношений со среднеазиатскими эфталитами. В связи со сложившимся положением Иездегерд в борьбе с аристократией решил использовать помощь христиан, тем более, что он дал им ряд привилегий, даже в ущерб зороастрийской религии и служителям ее193. Иранские христиане должны были служить для Иездегерда связующим звеном между ним и Византийской империей. Церковный Собор, созванный в Селевкии в 410 году, постановил объединить персидскую и византийскую Церкви и провел реорганизацию церковной иерархии 194. Такая политика Сасанидов по отношению к христианам в начале V столетия не могла не повлиять на положение Албанской Церкви, ведь Албания была политически связана с Персией195. Елише, современник этих событий, и Лазарь Парбский, а затем и Моисей Каланкатуйский сохранили нам яркое описание событий второй половины V века, когда Албания, Иберия и Армения совместно отстаивали свою независимость. В 438 году в Персии воцарился Иездегерд II, прославившийся своей настойчивой и жестокой борьбой с народами Закавказья. Так как Персии в это время угрожали хиониты (кушаны), то подготовка похода против них требовала больших средств и легла на плечи народов Закавказья. Иездегерд вдвое увеличил размеры выплачиваемых ими налогов, а кроме того, решил, вызвав себе на помощь конницу албанов, армян и иберов, ослабить тем самым сопротивление стран Закавказья, обескровить их. Елише приводит послание Сасанида к народам Закавказья и констатирует: «И доверчиво, не поняв двуличный замысел царя, двинулись, пошли каждый из своей страны бодро, беззаботно, радостно»196. На первый раз персидское войско было разбито хионитами. Иездегерд снова стал набирать контингенты войска и увеличивать налоги, взимаемые с народов Закавказья, что, естественно, вызвало волнения и в Албании. Для того, чтобы обезопасить себя от враждебных действий с их стороны, персы решили крепче привязать к себе эти страны, навязав их народам общую с персами зороастрийскую религию. Соответственное повеление царя было послано во все эти страны. Но Иездегерд этим не ограничился. Он направил «указы в страны Армению, Иберию и Албанию» с вы-зовом к себе всех «танутеров и старших сепухов197 всех трех стран»198. Историк Албании пишет: «Строгое приказание достигло Албании оставить веру и подчиниться языческому учению магов»199 . Лазарь Парбский ярко описывает последующие события: «После этого все три страны провели между собою переговоры и договоры и с многими клятвами на Евангелии утвердили. Размышляли, что не поехать – вызвать мысль о восстании, а отправиться – возмущались и опасались; считали всё же поездку предпочтительной и призывали Бога на помощь в исходе этих дел… И так объединившись обетом и клятвой, все три страны, Армения, Иберия и Албания, отправились ко двору»200. Князья явились к Иездегерду в Ктисефон, и царь приказал «привести пред лицо его прибывших» и грозил в случае их упорства следующим: «…вас, Армения, Иберия и Албания, я ни за что не считаю, несмотря на столь великие от вас пользу и заслуги, а вас с женами и детьми и родом искореню»201. «Тогда, собравшись в одно место, все нахарары, которые были из трех стран, Армении, Иберии и Албании, испытывая сомнение в себе, посовещались между собою, каким способом и измышлением смогут они найти выход из этого дела»202. Князья договорились между собою, что для пользы народов их следует им притворно дать царю согласие на принятие учения магов. И вот, князья и вельможи трех стран пошли в «дом жертвенника» и поклонились огню. После этого, «облачив танутеров и сепухов всех трех стран, Армении, Иберии и Албании, в царские одежды… одарив их почестями», отпустил их Иездегерд на родину. Елише пишет, что царь «отправил с ними много конницы и из магов немалое число – более семисот наставников с ними послал, а над ними поставил некоего князя – могпета»203. Лазарь Парбский пересказывает об этом так: «Дали с ними множество лженаставников, которых и магами называют, побуждали учиться учению смехотворных дуновений и словам для бормотания под нос, как заклинатели змей и чревовещатели. Поручение давали во всех трех странах учредить школы обмана и учить всех поголовно, мужей и женщин, учению магов»204. Приехав на места, «отряды магов спешно заставляли нести огонь в храм святыни Господней и в других замечательных и красивых местах строить атрушаны (жертвенники для священного огня – А.Н.)»205. Таким образом, до постройки зороастрийских капищ христианские церкви после выноса из них святынь превращались в храмы огня. Все это, естественно, возбуждало негодование населения, несмотря на то, что кроме стоявших уже в крепостях гарнизонов, были введены еще персидские конные отряды. Сначала население пассивно противилось попыткам внедрить в его среду новое вероучение. Лазарь Парбский сообщает, что «жены нахараров, которых маги предполагали обучать, даже видеть их [магов] брезгали и настоятельно приказывали воспитателям своих сыновей и дочерей даже не проводить их близко от них, а мужья, которые притворно выставляли себя отступниками даже не позволяли лженаставникам и есть в своем присутствии»206. Деятельность магов вызвала народное восстание, которое вскоре приняло такие размеры, что не пострадавшие еще служители огня готовы были вернуться на родину, чтобы унести свои головы. О последующей ситуации в Албании сообщают Елише и Моисей Каланкатуйский. «В Армению из Албании прибыли хазарапет с епископом Албании и в великом смятении торопили войска армянские, говоря: ”Полк персидский, который был в краях хонов, вернулся, прибыл, вступил в нашу страну, а также многочисленная другая конница, что прибыла от двора. И кроме всего этого, еще и триста магов-наставников привели с собой, всполошили страну и кое-кого перетянули на свою сторону и хотели наложить руку на Церковь и, по повелению царя, всех торопили и говорили: «Если по доброй воле примите законы, получите от него подарки и почести и будет вам от казны сложение податей»”»207. По-видимому в Албании маги встретили противодействие, так как Елише говорит, что они «хотели наложить руку на Церковь», но, видимо, не наложили, пытаясь соблазнить христиан почестями и подарками и, главное, сложением податей. В случае ослушания маги грозили построить храмы огня (атрушаны) в деревнях и городах, «поставить магов и могпетов законодателями» всей страны, грозили смертной карой, обращением жен и детей в рабство. По словам Моисея Каланкатуйского, «армяне посовещались, ободрили албанов и отпустили их, чтобы они на время притворно отвлекли внимание персов, чтобы маги не наложили руки на церкви, пока будет найден исход этому делу»208. Было решено действовать сообща албанам, армянам и иберам; начаты были переговоры с хонами, которые обещали помочь союзникам против общего врага. Обратились за помощью к византийскому императору Феодосию II (408-450), но когда тот внезапно умер, то приемник его, Маркиан (450-457), отказал им в помощи. А народное ополчение, к которому примкнули и многие нахарары со своими отрядами, в это время громило крепости и замки, в которых находились персидские гарнизоны. Персы, не зная о тайном договоре албан с армянами, включили первых в свои полки и направили против армян. Близ границ Иберии, про-тив города Халхал (около нынешнего Казаха – А.Н.), который был зимней резиденцией албанских царей, армянские войска под предводительством полководца Вардана, соединившись с албанами, дали бой персам. Албанский историк повествует: «Так как всякий валил на землю своего соперни-ка, то по жестокой стремительности нападения беглецы (персы – А.Н.) более утопали в реке, чем падали от меча на суше. От множества павших чистая вода реки (Куры – А.Н.) обратилась в кровь, никто не спасся из них»209. Сражение это имело место в 450 году. Армянский полководец Вардан Мамиконян, предводительствовавший сюнийскими войсками, героически погиб в 451 году во время знаменитого сражения с персами в области Артаз на Аварайрском поле. Через шесть-восемь лет после вышеописанных событий в Албании вспыхнуло новое восстание против персов. В 457 году умер Иездегерд II, и между его двумя сыновьями, Ормиздом и Перозом, началась борьба за престол, а в такое время персам трудно было сдерживать нарастающее возмущение албанского народа портив своих угнетателей. Одним из проявлений восстания было отречение албанского царя Ваче II от зороастризма, навязанного ему прежде Иездегердом II. В отместку за такой выпад в адрес Персии со стороны албанского правителя персы, призвав на помощь одну из орд кавказских хонов – хайлындуров, форсировали Албанские ворота, мобилизовали большое количество хонов с их помощью начали длительную борьбу с албанами, принуждая их к повиновению. Война эта привела к опустошению большей части Албании, принесла населению много горя и тяжелых страданий, но не поколебала его мужества в борьбе за свою независимость. События эти происходили в начале шестидесятых годов V столетия. За время своего царствования Ваче II переносит столицу Албанского царства из Кабалы в построенный по повелению персидского царя Пероза город Партав (Перозапат). В Барду (Партав) перемещается и резиденция предстоятелей Албанской Церкви. 481 – 484 годы являются периодом восстаний народов Закавказья против усилившегося к этому времени гнета со стороны персов, осуществлявшегося через персидских наместников – марзпанов и персидские гарнизоны. Борьба Пероза с эфталитами истощила персидскую казну; в связи с этим бремя налогов, выплачиваемых Албанией, Иверией и Арменией, возрастало; для усиления персидского налогового аппарата наследственные привилегии местных нахараров подвергались все большему ущемлению – все эти обстоятельства готовили почву для новых восстаний. Тяжелая обстановка, сложившаяся при Перозе, ярко охарактеризована два века спустя Себеосом (VII век), который пишет: «В годы царствования персидского царя Пероза исчезли всякие власти и порядки, и христианские законы, и наступили такие бедствия, преследования и оскорбления нахараров, что они свергли с себя иго подданства»210. Первыми подняли восстание иберы. Царь их Вахтанг Горгасал убил главу проперсидской группировки иберских феодалов питиахша Варскена и стал готовиться к военным действиям. Армяне в это время изгнали персов из пределов Армении, разбили в 481 году персидские войска около селения Акори, а затем вторично нанесли им поражение в 482 году, при Нерсехапате, недалеко от Аварайрского поля, овеянного славой 451 года. В это же время восстали и албаны, но об обстоятельствах этого события, о ходе восстания в текстах историков данных не имеется. Но можно предположить, что это восстание в Албании достигло, видимо, больших размеров, потому что после воцарения в Персии Валарша (485-488) марзбан Михран, докладывая царю о положении дел в Закавказье, между прочим заметил, что «если бы армяне были на нашей стороне, то ни иберы, ни албаны никогда не посмели бы поднять восстание»211. Воцарившийся в Персии после Пероза Валарш «не нашел ничего в сокровищнице персидской, а землю опустошенной»212. Тяжелая политическая и экономическая обстановка, которая сложилась в Иране, вынудили Валарша заключить с народами Закавказья мир (Нварсакский мир, по названию селения) и пойти на значительные уступки, в числе которых были восстановлены привилегии албанской знати и была объявлена свобода верования213. Сасаниды обязывались не навязывать христианам маздеизм, а христиане не должны были обращать в свою веру огнепоклонников214. 193См. Дьяконов М.М. Очерки истории Древнего Ирана. М., 1961. с.271.
|
|
|
|