Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
На главную /
История / Христианство в Кавказской Албании / Христианство в Албании при Аршакидах в V веке /
Албанский историк Моисей Каланкатуйский подробно описывая деятельность Месроба Маштоца, передает, что Маштоц, возвращаясь из Иерусалима со своими учениками, не доходя ещё до Армении, расположился в области Ути, в местечке Гис, именно там, где основал первую Церковь и принес Бескровную Жертву святой Елисей. Там, а также в соседних албанских областях Маштоц начал «возобновление» проповеди Евангелия: «Он утвердил веру возобновлённой церкви и проповедование Евангелия распространил в стране Утиев, в Агвании, Лпинии, Каспии и в ущелье Чога. Разные народы, которых полоном привел Александр Македонский, и поселил у великой горы Кавказа – гаргаров, камичик, гефаласов, обратив в христианскую веру, он учил порядку Богопочитания, которое они давно знали и забыли»238. По видимому, Маштоц долгое время провел в этом месте, тайно поддерживая живущих там христиан. Часть бывших с ним учеников Маштоц отправил благовествовать Евангелие в различных областях, а часть осталась для соблюдения святыни – частицы Креста Господня, которую Маштоц привез из Иерусалима и в особом ковчеге сокрыл в своей кельи рядом с храмом. В дальнейшем оставшиеся в Гисе ученики были преданы мученической смерти, а некий человек, видевший знамения на месте, где лежали тела святых, построил часовню и положил туда святые мощи, пообещав ежегодно совершать их память. Далее Моисей Каланкатуйский рассказывает о судьбе тех учеников Маштоца, которые были отправлены им в различные области Албании. «Ученики его в странах агванских, собранные внушением Святого Духа в одном месте для совещания, ревностно желали достигнуть добрых деяний» и с этой целью отправились в Иерусалим. Встретившись с Иерусалимским Патриархом пришельцы из Албании рассказали ему о проповеди Месроба в Албании и об обращении многих ко Христу. В Иерусалиме ученики Маштоца пробыли некоторое время, пользуясь радушным приемом. Там же к их группе, возможно для сопровождения, присоединились «три боголюбивых священника, из которых первый был Афанасий». Каланкатуйский передает, что албанцы уговаривали этих священников идти с ними в Албанию, «чтобы дать им епархиальные места в стране своей». Иерусалимский Патриарх проводил учеников Маштоца в дорогу на родину и дал им для нужд Албанской Церкви золотую и серебряную утварь, а также частицы мощей различных угодников Божиих. Интересен и важен факт, что священники, которых приглашали албанцы пойти с собою, по благословению Патриарха отправились с ними в Албанию. Историк не сообщает подробностей, но из контекста можно сделать вывод, что так как приглашены были священники для того, чтобы занять епископские кафедры, то именно в таком достоинстве и были они отправлены из Иерусалима. Этот факт может служить свидетельством того, что еще в первой половине пятого столетия Албанская Церковь не прерывала своих связей с Церковью Иерусалимской. Также важно сообщение автора о том, что христианин, положивший тела мучеников в построенную им часовню, дал обещание ежегодно совершать память их. Это указание свидетельствует о том, что в Албанской Церкви было распространено почитание дней памяти святых угодников Божиих. О дальнейшей судьбе путников из Иерусалима историк сообщает, что, придя в Албанию, часть их расположилась в пещере на холме Звезды близ реки Тртуакан, а другая часть по другую сторону реки на опушке леса, называемого Члах. Приближалось время празднования Пасхи. Вооруженный отряд одного из северо-кавказских племен, совершавших набеги на Албанию, «достигнув в начале Пасхи области Арцахской», схватил христиан, скрывавшихся в лесу. Христиане были преданы мученической смерти239. В это же время пострадала и святая мученица Такуги. «Некоторая женщина, именем Такуги, из области утиев, из коренных дворян, из села Багратуниев, весьма знатная, примкнувшая к иерусалимцам. Полководец гуннов, увидев ее среди пленных, воспылал к ней преступной дьявольской страстью, ибо она была весьма красива. Желая взять ее себе в жены, он приказал отнестись к ней с почтением. [Гунны], окончив в этот день обычные набеги, привезли к [холму] награбленную во всей области добычу и пленников. Многих пленных убили… В ту ночь великий полководец гуннов со всем своим войском остановился там [на Астлаблуре]. Вечером того дня военачальник Тобельского полка приказал привести к себе блаженную Такуги, чтобы утолить свое сладострастное желание. Она же, вооружившись силой Господней, отвергала его, не соглашалась, поносила и даже насмехалась над наглым варваром. «Не дай Бог мне, – говорила она, – отдать свое скромное целомудрие свиньям и псам – язычникам или от страха перед мучениями, испугавшись до смерти, обменять на суетную жизнь жизнь непреходящую». И подняла она руки к Богу со словами: «Господь Сил и Царь царей, не позорь меня, уповавшую на Тебя, сохрани меня чистой и непорочной в надвигающейся опасности. Как даровал Ты мне рождение из купели света и обновления, чем я познала Тебя, сделай же так, чтобы и теперь благодаря вере и святости я оставалась чистой от грехов. Яви мне свет истины Твоей в сердцах этих бесчувственных варваров, чтобы и они одного Тебя познали истинным Богом». Когда беззаконники услышали это – среди них был переводчик, – пошли и рассказали об этом своему князю. Тогда насильник, разъяренный яростью подобно рассвирепевшему рычащему зверю хищному, повелел: «Если она не придет [добровольно] с почестями, то убейте ее жестокими пытками». Придя к ней, слуги стали принуждать ее исполнить желание князя. И когда им не удалось уговорить непреклонную Такуги, связали ей руки сзади, потащили за волосы, били по лицу терновником, истерзали все тело святой и отрубили мечом голову блаженной. Эта ее битва [с безза-конниками] была схожа с битвой святой мученицы Рипсимии, ибо, победив с помощью Божьей, великая Такуги также была увенчана неувядаемым венцом Христовым. После этого, в ту самую ночь, когда князь иноплеменников пировал со своими воинами, в ту бессонную ночь, когда они прохаживались радостно, веселились и забавлялись, внезапно явилось им дивное знамение от Господа. Все они ясно увидели, как яркий свет пал на то место, где была замучена святая Такуги, а клочья ее платья разбросанные и разнесенные [ветром] по лесу, замерцали как звезды. И долго еще свет, явившийся в том месте подобно звездам, сиял над святыми мучениками. Множество людей увидело это, и с тех пор до наших дней место это было названо Астлаблуром (холмом Звезды – А.Н.). Увидев эти благовестные чудеса, князь был весьма изумлен и впал в сильное смятение. Он велел привести к себе священников Господа и, узнав от них стезю спасения, поверил в живого Бога. И приказал он собрать мощи святых, завернуть в чистое льняное полотно и захоронить с благословением на том холме. Затем они пожертвовали овец и коз и пышно отпраздновали праздник Господний, совершая память замученных ими святых»240. Албанский историк повествует также о дальнейшей судьбе фовельского полководца Феофила, от рук которого претерпели мученическую смерть ученики Маштоца, иерусалимские священники и дева Такуги. «Когда свет истины достиг сердца боголюбивого князя Феофила, он велел распустить пленных, сам же утром в день Пасхи со святыми священниками и многими другими верующими и Агистросским полком двинулся в путь. Прибыл он в область Ути и разбил свой лагерь на берегу Куры, близ гавани у моста Зомакатак. Между тем великий царь росмосоков со всем своим войском вернулся после набегов с многочисленными пленными и несметной добычей, переправился к тому времени через Куру с восточной стороны и разбил лагерь напротив, на другом берегу. Дьявольски исступленно он приказал принести жертву своим богам, как в дни празднеств в капищах. Увидев это, украшенный Христом Феофил и полк Агистросский в свою очередь согласно правилам христианской веры, с благословения святых священников, принесли жертвы Богу, а свои знамена украсили изображением креста. Тогда огорченный и раздраженный дэвами царь варваров, свирепый и беззаконный, велел позвать к себе святого полководца Феофила вместе с тридцатью другими мужами. И стал он го-ворить с ним сперва ласково, а потом разгневанно и сказал: «Был ты любим в нашем царстве и, побеждая доблестью своей, был весьма чтим мною, за что и предпочтен всем остальным и прославлен, имея начальство над третьей частью войска моего. Зачем же ты оставил благородных богов своего народа, которые дали нам победу в этих набегах? [Зачем] ты вос-стал со своими воинами против меня и теперь поклоняешься Богу, которого мы не знаем? За это, если ты не принесешь жертву нашим богам, то будешь казнен, а с тобой и твои воины». Ответил исповедник Христа, храбрый полководец Феофил царю: «Мудрость человеческой жизни есть дитя добродетели. А добродетель с добрыми делами – мать богопочитания. И вот, если ради умножения славы, Христово рождество слилось с нашим существом, и мы благодаря свету познали Бога творцом небес и земли, Единосущную Святую Троицу, которая по благости своей пожелала освободить нас от вредного [поклонения] гнусным идолам, то неужто ты можешь запретить нам небесную благодать, или ты хочешь сравнить вашу мимолетную почесть с божественной почестью? Или ты думаешь устрашить нас своими угрозами, чтобы мы, оставив Бога, выбрали преходящую жизнь и служили немым идолам?» Тогда рассвирепел, зарычал царь и велел немедленно пытать до смерти святого полководца Феофила с его тридцатью сподвижниками и святыми священниками, которые мужественно перенесли эту битву на поприще подвижничества и добрым мученичеством своим приняли венец победите-ля. Так, святой исповедник Феофил вместе с сонмом священников и тридцатью воинами перенеслись в небесную обитель. Увидев это, блаженные Моисей и Анеролог, сыновья святого полководца Феофила, Агистросский полк и остальные, обратившиеся [в христианство], бросились к своим коням, чтобы спастись бегством от беззаконника – царя, считая за лучшее быть преследуемым ради Христа, нежели жить нечестивой и преходящей жизнью. [Они] предпочли поругание ради Христа отцовским сокровищам. И двинулись они к югу и добрались до высокой вершины больших гор, которые окружали многие области страны. Тогда по приказу безжалостного царя от войска гуннов отделились отряды воинов и погнались за беглецами. Догнав [и окружив] их на вершине горы, они старались всякими уговорами [вновь] склонить их к поклонению идолам и повиновению царю. Но убедить их им не удалось, и на том же месте они предали их мечу. Так закончили свой путь [земной] святой Моисей, с блаженным братом, вместе со всем христолюбивым Агистросским полком. Приняв от Христа венец мучеников, они засияли немеркнущим светом с севера, обретя бессмертную обитель со всеми святыми»241. К.В.Тревер242 считает, что описанные историком события происходили в начале VI века, когда имело место большое нашествие северо-кавказских народов на страны Закавказья. Но так как в тексте упоминаются ученики Маштоца, то этот факт свидетельствует о том, что события происходят именно в первой половине V столетия, тем более, что источники практически умалчивают о том, что происходило в Албании в этот период. Этнические термины «росмосоки» и «товелы», только в этом тексте встречающиеся, не могут быть должным образом истолкованы. Наиболее вероятным представляется, что речь идет о племенных наименованиях, и что данный набег был организован и возглавлен этими малоизвестными племенами, входившими, возможно, в разноязычный и разноплеменный албанский союз, а также что для данного похода эти народности объединились с гуннами (хонами). Главы из «Истории Албан» Моисея Каланкатуйского, наполненные агиографическими данными, представляют большой интерес, так как они дают хотя и весьма общее, но тем не менее ясное представление о подвиге многих албанских христиан, которые предпочли смерть отказу от своей веры во Христа. Этот факт является самым верным свидетельством того, что Евангельское учение было албанами воспринято не поверхностно, а проникло в само существо жизни и убеждений этих людей. Из этого повествования мы узнаем о мученическом подвиге коренных албанцев: учеников Месроба Маштоца, увенчавшихся мученическим венцом в Гисе и в лесу Члах (в Арцахе), трех иереев из Иерусалима, одного из которых звали Афанасий, знатного происхождения девы Тагуки, полководца Феофила с тридцатью воинами и сонмом священников, князей Моисея и Анеролога вместе с Агистросским полком. 238Моисей Каганкатваци. История агван. СПб., 1861. кн. I, гл. 27.
|
|
|
|