|
|
Значение работы для Церковной науки
История, связанная с христианизацией народов Кавказа и в частности народа Кавказской Албании, является малоизученной страницей Истории Древней Церкви. Несправедливость и ненормальность такого положения особенно становятся очевидными, если принять во внимание то, что христианство проникло в Албанию благодаря проповеди одного из двенадцати учеников Христовых – святого апостола Варфоломея, а также ученика апостольского – святого Елисея.
Начиная с IV века в Албании имеется уже своя самостоятельная Церковь с трехстепенной иерархией, с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой, каноникой, т.е. всей литургией – общественным служением Церкви.
Историю христианства в любом народе можно и даже следует рассматривать как часть истории Вселенской Церкви, более того историю христианства отдельного региона оправдано рассматривать и как часть истории нации.
На сегодняшний день только двум народам на Кавказе – грузинам и армянам – удалось сохранить верность божественным заповедям Евангелия. Однако, и другие народы, такие как абхазы, аланы и потомки древних албанцев, использовали свое христианское прошлое в формировании своего национального самосознания и своей национальной культуры.
Если проследить весь исторический путь Церкви Христовой в Кавказской Албании с самого начала и до наших дней, можно извлечь полезный урок, чтобы понять, что есть благая воля Божия. И тот факт, что участь этой Церкви не похожа как две капли воды на участь и судьбу других Церквей, еще не говорит ни о чем: во всем следует видеть Промысл Божий, который через созданный для определенной национальности на земле институт Церкви или аналогичный институт в многонациональном государстве, ведет людей к единственной цели – к спасению.
Отсюда цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать, что воля Божия, в немощи совершаемая, действует не по земным законам человеческого ума, привыкшего видеть благополучие Церкви в ее внешнем блеске – она действует по тем нормам человеческого духа, которые ей сродни и христоцентричны.
|
|
|
|
|
|
|