Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
По-видимому, в начале IV века правителем Албании становится Урнайр. Начало его правления частично совпадает по времени с царствованием Тиридата III (287-330) в Армении и Диоклетиана (284-305) и Галерия (305-314) в Риме. Это время ознаменовано победой Рима совместно с закавказскими народами над Сасанидской Персией, в которой правил Нарсе (293-303). В 298 году был заключен мирный договор в Нисибине. Победа закавказских народов и наступивший после Нисибинского договора 40-летний мирный период благотворно отразился на развитии экономики и культуры стран Закавказья. В этот же период в Албании вслед за аналогичным процессом в Армении и Иберии христианство, будучи воспринято в первую очередь двором и знатью, становится государственной религией. В процессе борьбы между двумя империями, Римом-Византией и Персией, в которую неизбежно втягивались и страны Закавказья, Албании и Иберии приходилось принимать то одну, то другую сторону в зависимости от политической обстановки153. Армения же, цари которой являлись родственниками представителей низложенной в Персии династии, находилась во враждебных отношениях с Сасанидами и поэтому выступала часто совместно с Византией против них. История Албании, переплетающаяся в этот период с историей Армении и Персии, ввиду скудности источников, не может быть должным образом освещена. Только отдельные упоминания об участии албанов в международных отношениях и событиях этого времени имеются у Фавста Византийского, Моисея Хоренского и Моисея Каланкатуйского. К числу этих немногих сведений относится и упоминание князя Ути в числе шестнадцати главнейших сатрапов и «топархов» (правителей областей), созванных Тиридатом III, по-видимому, в первые годы IV века для сопровождения святого Григория Просветителя в Кесарию154. В 30-х годах в области Пайтакаран правителем являлся аршакид по происхождению Санатрук. По свидетельству Моисея Хоренского, он был отправлен в Пайтакаран вместе с «юным Григорисом», насадителем христианства «в отдаленных частях государства», в результате обращения к Тиридату «правителей северо-восточных частей, управлявших отдаленным городом, называемым Пайтакараном»155. Этот Санатрук, причастный к гибели святого Григориса, после смерти Тиридата, «возложив на себя корону, завладел городом Пайтакараном: при помощи чужих народов он думал завладеть всею Арменией»156. Согласно сообщению историка, армяне обратились за помощью к римскому императору Констанцию и получили от него в помощь войско под предводительством римского полководца Антиоха. Антиох возвел на армянский престол сына Тиридата III Хосрова II Котака и направился с войсками на Санатрука. Санатрук же, оставив в Пайтакаране пришедшие ему на помощь персидские войска, «сам с албанскими нахарарами пошел искать убежище у Шапуха». Тогда Антиох приказал «грабежом ослабить силу непокорных» ввиду отказа персидских войск покориться и, собрав затем с местного населения дань, вернулся со своим войском в Рим, считая свою миссию законченной 157. После объединенного похода армянских, греческих (ромейских) и иберских войск против Албанского Пайтакарана, начинается второй этап борьбы – нашествие на Армению Санатрука со сборными албанскими войсками158. Санатрук, после того, как ему не удалось воцариться в Пайтакаране, на этот раз овладевает Арменией и, «почти год, насильственно захватив всю страну, держал её»159. Через год армянам удалось вытеснить Санатрука из своей столицы г. Вагаршапата. Вскоре после вышеописанных событий, вероятно в ближайшее десятилетие по воцарении в Армении Тирана (338-345 г.г.), Албания снова стала ареной военных столкновений между северными народами, с одной стороны, и Арменией и Персией – с другой. «Северные народы, соединившись, прошли через ущелье Чор и поселились в пределах албанских в продолжение четырех лет»160 и отсюда нападали на Армению. Персидский царь Шапур II на этот раз встал на сторону армян и, придя на помощь Тирану, «избавил его от нападения северных народов». В последующее десятилетие продолжались дружественные отношения Шапура и с албанами. Римский автор Аммиан Марцеллин, описывая выезд Шапура перед битвой с римлянами под Амидой в 359 году, сообщает, что Сасанидского царя сопровождали: слева царь хионитов Грумбат, справа «царь албанов, равный с первым по месту и почету, позади - различные военачальники, выделявшиеся авторитетом и властью»161. Начиная с середины IV века традиционная дружба между Албанией и Арменией была нарушена на длительное время. В политику Шапура, пытавшегося подчинить себе всё Закавказье, входило постепенное привлечение на свою сторону сначала Албании, в прошлом союзницы Армении, а затем и Иберии, в которую он вторгся в 368 году. Албания в этот период продолжала оказывать помощь персам, к тому же албанский царь Урнайр был женат на сестре Шапура; династические интересы были противопоставлены интересам народов Закавказья. Когда Шапур, выступив в поход, стал распределять свои войска против римского и армянского войска, то находившийся при нем царь Урнайр просил у него как награды права «самому со своим отрядом выступить против армянского войска царя Папа», но с тем, чтобы персы выступили против римского войска162. Сражение, имевшее место на Дзиравском поле, около горы Нпат, в районе Багавана, в 371 году, носило ожесточенный характер и закончилось победой армян и римлян. «Армянский спарапет Мушег бил жестоким боем персидские войска и, дождавшись встречи с албанским отрядом, разгромил и эти войска. Он настиг также албанского царя Урнайра, когда тот пустился в бегство. Подъехав близко, он концом своего копья долго бил его по голове, приговаривая: «Будь благодарен, что ты царь и носишь венец на голове, я царя не убью, если меня даже ждет наказание за это». И он позволил ему бежать вместе со своими всадниками в албанскую страну»163. Мушег же, стал громить страны, напавшие на Армению, в их числе и Албанию. Реку Куру в 371 году он сделал границей между своей страной и Албанией. Далее Фавст Византийский сообщает, что когда через некоторое время Шапур вновь стал готовиться к походу против армян, то «албанский царь Урнайр тайно послал весть Мушегу… и осведомил его, говоря: «Очень благодарен тебе за то, что ты не убил меня; Бог предал меня тебе в руки, а ты пощадил меня; этой любви я не забуду, покуда я жив. Но я уведомляю тебя, что персидский царь Шапух готовится со всеми войсками неожиданно напасть на тебя»»164. Мушег и римский полководец Терентий заблаговременно подготовились к встрече с врагом и нанесли Шапуру вторичное поражение. Вероятнее всего предположить, что описываемые события (сражение на Дзиравском поле) происходили при другом албанском царе Урнайре II165. Имеются упоминания об именах царей, правивших Албанией в четвертом столетии: Завчаган (Иочаган, Иавчаган), Маргаван (Мирхаван), Сато и Асай166 . В 387 году имел место раздел Армении между византийцами и персами. Граница между Албанией и Арменией вновь переместилась, отойдя за те правобережные области Куры, которые до 371 года принадлежали Албании. В 428 году в восточной части Армении прекратилась династия Аршакидов. Об Албании в этот период источники умалчивают167. 154См. Агафангел. История царствования Тиридата. Париж, 1870. П.136.
|
|
|
|