Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
Святой Григорий Просветитель, перед тем, как удалиться в уединенное место, чтобы окончить свою жизнь, поставил своим преемником в Армении своего сына Вартанеса, у которого в свою очередь было двое детей – Иусик и Григорис. Иусик наследовал святительский престол своего отца в Армении, а Григорис еще юным был рукоположен своим великим дедом во епископа Албанского. О Григорисе сохранилось до нас следующее повествование: «Григорис, по имени деда, добродетелью подобный и равный его жизни. Не женился он по обычаю мира, а сильно стремясь к отеческому духовному наследству, с молодых лет упражнял себя чтением божественных книг; постом и молитвами укрощал чувственность тела, просвещал душу свою любовью к вере, и вскоре получил двойное достоинство сверхъестественной высоты деда своего великого Григория, принял достоинство и престол первосвященника и самый высокий венец мученичества. Пятнадцати лет рукоположенный во епископы страны Албании и Иберии, отрок Григорис просвещал обе страны, и утверждал их в хождении в христианской вере, строил церкви по городам и селам, рукополагал иереев, увещевал их служить святым. Совершая память святых, он ревностно возгорался к апостольской истине. Он исполнял повеление воплощенного Сына Божия. Странствовал среди язычников, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, учил их хранить все заповеди Господа и не брал с собой золота, серебра, меди, даже не мешка и посоха. Сам, избегая всего этого, блаженный взял с собою прекрасный и превосходный запас - частичку с кровью великого первосвященник и мученика Захарии, отца Иоанна Крестителя, и мощи святого Пантелеимона, который исповедовал истинную веру Христа и увенчался в городе Никомидии. Он увёз святые мощи мучеников в великий город Албанского владычества Цри, построил маленькую церковь, и положил в ней с большой осторожностью частичку с кровью Захария и мощей Пантелеимона, и оставил там одного иерея для служения и почитания мучеников Христовых. Взяв с собою другую половину мощей святого Захария и блаженного Пантелеимона, он отправился в страну Маскутов, и предстал пред Санесаном, царем маскутов, единоплеменником Аршакидов. Там он проповедовал единую творческую силу неизреченной Троицы и воплощение Слова Божия, совершение Им многих и разнообразных чудес на земле, распятие, смерть, воскресение на третий день, вознесение тем же телом на небо, также явление Его для суда над мертвыми и живыми во втором пришествии. С радостью принимали все, и веровали не в первый раз евангельскому слову. Но злобный сатана, войдя в их сердце, побуждал их противиться животворным повелениям слов Господних, и они стали делать препятствия истинным учительским словам блаженного, потому что он в проповедях своих изъявлял волю благодетельного Бога: не разорять, не грабить и не красть, но трудиться руками, наслаждаться человечески и быть блаженным в Боге. Но они говорили: «Это лукавство армянского царя – чтобы препятствовать нам опустошать Армению; чем же жить нам, если мы не станем грабить?» Они привлекли и царя к своему злобному лукавству. Тогда схватив отрока Григориса, они привязали его к хвосту дикой лошади, и пустили по чистому полю. Так увенчался святой мученичеством. Подняв его, ученики его привезли в городок Амарас в область Габанда, и там положили в церкви близ кафедры с северной стороны»178. Моисей Хоренский видит причину убийства Григориса в дошедшей до Санатрука вести о кончине Тиридата179. Внук равноапостольного Григория Просветителя, Григорис, по мнению историков возглавлял Албанскую Церковь в период между 330 и 337 годами180 . Что касается захоронения святителя Григориса в Амарасе, то это подтвердилось во время раскопок Амарасского монастыря. Здесь был выявлен первоначальный храм и открыта могила, в которой скелет находился в круглом ящике. Костяк лежал в скорченном виде. На одном камне была надпись, видимо, высеченная позднее. Она гласила: «Эта могила святого Григориса, мужа умного»181. У Моисея Каланкатуйского находим сведения и о дальнейшей судьбе основанной святым Григорисом церкви в городе Цри: «В то самое время укрепленный город Цри восстал против царя Албании и подчинился персидскому царю. Пришли аргесцы и взяли город. Нашли там священника Даниила, служителя святых, рукоположенного святым Григорисом и отрока одного, чилба, найденного священником и возрожденного христианским крещением. Этот, слушая [проповеди] о вере Христовой, уверовал в Христа, принял христианское крещение и стал учеником священника, желая вести жизнь, достойную христианства. Бросив обоих в темницу, [аргесцы] пытками стали принуждать их поклониться пеплу и поганым дэвам182. И когда не смогли насилием добиться своего, стали уговаривать отрока чилба, говоря; «Ты же человек из нашей страны, исполни нашу волю, и мы будем почитать тебя под нашей властью». И блаженный ответил: «Лучше мне умереть во имя Христа раньше священника [сего], чем жить под кровом грешников». Оба они немедленно были обезглавлены мечом и приняли венец блаженства и торжество победы прекраснейшего мученичества вслед за своим духовным отцом, отроком Григорисом. Некие сирийские иноки, подобрав их [тела], увезли в село Гаку. Там похоронили их в могиле и на том месте построили монастырь»183. Из приведенного повествования явствует, что внук святого Григория Просветителя Григорис был рукоположен во епископа для Албании своим великим дедом и явился первым предстоятелем Албанской Церкви. Помимо него и скорее всего ранее его рукоположения в Албанию вместе с царем Урнайром по благословению святого Григория прибыл и другой «блаженный муж, рукоположенный во епископы в городе Риме», о дальнейшей судьбе которого нам ничего неизвестно. По одной из редакций жития святителя Григория Просветителя, «когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому епископу Фоме из города Саталы»184. Во всяком случае, первым предстоятелем Албанской Церкви албанская традиция единодушно называет святого Григориса, который возглавил Церковь, согласно источникам, в 30-х годах IV века. О нем имеются сведения, что «рукоположен он был во «епископа Иберии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, «обновил» храмы, вел проповедь среди местного населения»185, рукополагал пресвитеров и строил новые храмы. Фавст Византийский раскрывает причину наименования святителя Григориса «юным», «отроком»: «…в пятнадцатилетнем возрасте он (Григорис –А.Н.) достиг степени епископа…»186. От рук маскутов юный святитель Григорис принял мученическую смерть. Историки датируют это событие приблизительно 338 годом. Албанский историк указывает и на то, что за время проповеди в Албании, а также в Маскутском царстве святитель Григорис приобрел себе учеников, которые в дальнейшем также увенчались мученическими венцами – это сыновья царя маскутов Санатрука (Санесана): Моисей, Даниил и Илия; «вместе с ними [были] и три тысячи восемьсот семьдесят мужей. [Укрываясь от преследования], все они поспешили поселиться на горе Дизапайт и жили там, питаясь только травами. Преследуя их, сюда пришел Санесан и предал их мечу девятого числа месяца навасарда»187. По сообщению грузинских источников, приблизительно к этому же времени относится Крещение Эрети (северо-западная область Албании на границе с Иверией) святой Ниной, которой новообращенный царь Картли Мириан придал в сопровождение войско во главе с эриставом188. 178Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.I, гл.14.
|
|
|
|