Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
Для выполнения поставленной в работе задачи отделения традиций двух соседних Церквей, Албанской и Армянской, друг от друга важно правильно локализовать границы соприкосновения канонических территорий этих Церквей и проследить путь постепенного передвижения Армянской Церкви из Малой Азии на Кавказ. Большой интерес для освящения вопроса локализации епархий Армянской Церкви в исследуемый период представляют как реалии, так и соборные акты, топонимы, где проходили соборы, а также реестры самих соборов всех трех Церквей – Албанской, Грузинской и Армянской. Внимание на местоположение епархий соседней с Албанией Армянской Церк-ви впервые обратила историк Ф.Мамедова316. Следует оговорить, что не все Поместные Соборы Закавказских Церквей сохранили полную редакцию своих реестров по тем или иным причинам. Но, в основном, в реестрах, как правило, отражены главные епархии и значимые приходские церкви. При таком подходе и рассмотрении соборных актов выявляется географический ареал канонической территории той или иной из Церквей. При рассмотрении соборных актов Армянской Церкви317 выявляется очень интересная картина. Первый собор Армянской Церкви состоялся в 365 году в местечке Аштишат, расположенном в области Тарон, на берегу реки Арацани, притока реки Евфрат, и был собран католикосом Нерсесом Великим. Аштишат – один из центров язычества в древней Армении, где находились капища Ваагна, Анахит и Астхик. Из ведения языческого жреца Вахуни храмовая область переходит в наследственное владение рода святителя Григория Просветителя318. Этот собор не сохранил реестра, но интерес представляет локализация Аштишата и ее значимость для истории Армянской Церкви. Аштишат находился в области Тарон, на берегу реки Арацани, притока Евфрата, в восточной части Малой Азии, но не на Кавказе. В 447 году Армянская Церковь собирает Шаапиванский собор. Как выясняется, Шаапиван находился в юго-западной части владения Багратуни, расположенного на севере озера Ван. Это также территория Малой Азии. Собор не имеет поименного еестра его участников. В 505 и 633 годах соборы Армянской Церкви проходят в городе Карине (Феодосиополь), находящемся на юге области Тайк, у верховья реки Евфрат. Поименного реестра участников этого собора также не сохранилось. Из Двинских соборов засвидетельствован реестр участников Двинского собора 649 года. Город Двин локализуется к западу от озера Севан и юго-западнее города Еревана. Черезвычайно интересен поименный реестр его участников: Глава епископов Армении – Нерсес III Шаеци Иншхаци; Из этого реестра становится совершенно очевидным, что подведомственные епархии Армянской Церкви были расположены вокруг озера Ван, далеко на запад от реки Аракс, а также на восточном берегу реки Тигра, а некоторые – в междуречье Тигра и Евфрата. Маназакертский собор 726 года состоялся в области Апахуник (область к северу от озера Ван, на берегу реки Арацани). В соборе участвовали армянские епископы из областей: Остан (юго-западнее Двина), Тайк, Басеана, владения Бзнуник. Остается непонятной современная локализация Двина – на северо-восточной оконечности Армянского нагорья. Как могли патриарший престол и сама столица быть так удалены от собственно армянских земель? Ведь армянские епархии, как мы убедились, были расположены далеко к западу от них. Ширакаванский сбор 862 года был созван в Ширакаване, области расположенной на юго-западе Кавказа, на территории Картвельского царства. Анализ имеющегося материала показывает, что почти все епархии Армянской Церкви, города, местности, где собирались армянские соборы, были расположены на восточном берегу реки Евфрата и Тигра, вокруг озера Ван, т.е. за пределами Восточного Кавказа, в редких случаях на территории юго-западного Кавказа. В XV веке, как известно, престол армянского католикоса переносится в Эчмиадзин. Что же касается двух кавказских Церквей – Албанской и Грузинской, то, как сами реалии, так и соборные акты их свидетельствуют о нахождении всех подведомственных им епархий на территории Кавказа Восточного и Западного. Албанские епархии располагались на двух берегах реки Куры – на левобережье и правобережье. Таким образом исследования албанских, грузинских и армянских источников и реалий убеждают, что на Кавказе с первых веков по Р.Х. и в период раннего и позднего средневековья практически были две христианские Церкви – Албанская и Грузинская. Каноническая территория Армянской Церкви охватывала главным образом восточную часть Малой Азии и частично юго-запад Кавказа. 316См. Мамедова Ф. Из истории христианства Кавказской Албании. Альманах «The history of Caucasus» №2. Баку, 2002. с.13-14. |
|
|
|