Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
На главную /
История / Христианство в Кавказской Албании / Христианство в Албании при Михранидах в VII веке / Итак, в VII веке политическая ситуация обусловила появление в Албании новой царской династии Михранидов. В защите западных границ от вероятных вторжений Византии Сасаниды не могли рассчитывать на местных албанских князей и решили положиться на новых владетелей Гардмана – Михранидов, которые религиозно и политически были близки Ирану. Но надежды Сасанидов относительно албанских Михранидов не оправдались. Михраниды оставались персами в течение не более двух поколений, после чего приняли христианство, сроднились с местной албанской знатью и приобщились к албанской культуре и языку, т.е. албанизировались339 . Воспользовавшись ирано-византийскими войнами, население Албании в 603-604 годах восстало против Сасанидского владычества. Восстание это было жестоко подавлено Хосровом II. Многие из представителей албанской знати погибли или были уведены в плен. Только албанский католикос Виро (595-629) остался в живых благодаря заступничеству шахини Ширин – жены Хосрова II, которая была христианкой. Царица Ширин «после многих стараний получила жизнь его [Виро] в подарок от царя»340. По свидетельству Себеоса Ширин «построила церковь при царском дворе, назначила священников и служителей, и снабдила их всем необходимым». По свидетельству того же историка «при царском дворе смело исповедовали христианство, священники читали проповеди, и никто из главных магов не смел им препятствовать»341. Албанский историк следующими словами описывает личность главы Албанской Церкви: «Виро, муж гениальный и премудрый, знаток философии; язык его искусный был подобен перу скорописца во время мудрых бесед с царями и вельможами при советах, а скромная речь его была понятна слуху вельмож и простолюдинов. Держал свою речь он по примеру мудрецов и [часто] приводил их притчи. Сочинял и нанизывал притчи своих уст [на нить речи], как [ювелир] оправляет жемчуг в золото. В частности, большого искусства он достиг в переводах с персидского языка, которым овладел за те двадцать пять лет, в продолжение которых он находился в заключении при дворе Хосрова»342. Хосров, уступив мольбам супруги, согласился оставить в живых католикоса Виро, который был оставлен при царском дворе. Однако Хосров поставил условие, что Виро до конца своей жизни не возвратится в страну свою, но останется под стражей при дворе. По сообщению историка Хосров «не отнял у него доходов патриарших и не лишил его сана католикоса». Находясь в заточении, албанский католикос Виро добился от Хосрова II распоряжения о даровании албанским князьям из династии Михранидов титула «владыки Гардмана и князя Албании». Это право было получено при Вараз-Григоре, когда он стал первым князем всей Албании. Хосров «хранил его (Виро – А.Н.) как драгоценный сосуд и оберегал его как [берегут] быстроногого коня на день войны и сражения, до тех пор, пока не истек срок его изгнания и не приблизились мучительные и страшные удары от рук жестоких врагов Алуанка. Тогда отправил [Господь] его, как некогда Моисея из земли Мадиамской (Исход, 4, 19), чтобы, вернувшись [из плена], спасти [свой народ] от рук народа жестокого и развратного»343. Благосклонное отношение Хосрова к Виро объясняется тем, что Хосров II вообще окружил себя христианами. Одна из его жен была византийская царевна Мария, другая – христианка из Хузистана, вероятно сирийка, Ширин – прославленная героиня многих произведений344. Невзирая, однако, на свое христианское окружение, Хосров оставался последовательным проводником политики Сасанидов – политики отторжения Закавказских стран от Византии. С этой целью он в 612-614 годах созывает известный Персидский Церковный Собор подвластных ему христиан, где официально признанным христианским вероисповеданием было объявлено монофизитство345. В 628 году Хосрова постигла насильственная смерть, а на персидский престол был возведен его сын Кавад II, который заключил мир с византийским императором Ираклием и вернул ему захваченные Хосровом земли. Одновременно с мятежными албанскими вельможами был освобожден из 25-летнего заключения албанский католикос Виро. «И вот, когда, оставив двор [персидский], он возвратился на родину свою, то с благоговением везде припадал и прикладывался лицом к дверям церквей своей епархии, падал на пол и коленопреклоненно лил слезы ручьями на землю. Затем, поднявшись, он ободрялся сам и утешал тех, кто был при нем, благодаря Бога за то, что спас Он его от клыков львиных и даровал ему [радость] еще раз увидеть своды святых церквей. Он думал отдохнуть немного и утолить тоску долголетней разлуки по нежно любимой [родине]. Но ему предстояла великая скорбь, старания и труды, [суждено было] еще увидеть разрушение [страны], которое должно было совершиться вскоре»346. В это же время византийский император Ираклий находился в Закавказье. Согласно грузинским летописям347, Ираклий в городах Мцхета, Уджарма и других местах проводил политику преследования не только зороастрийцев, но и монофизитов. В 628 году Ираклий прибыл в Албанию в область Гардман, где по его приказу албанский князь Вараз-Григор и его народ в местечке Лал348 приняли православие. Успешные персидские походы Ираклия 623-628 годов, которые нередко сравнивают с блистательными походами Александра Македонского349, привели к победе над Персией, вернули Византии ее еретичествующие восточные провинции. Желанием Ираклия было восстановление церковного единства в Византийской империи, а также в подчиненных ей странах Кавказа путем утверждения православия350. Албанский историк обходит молчанием событие принятия халкидонских постановлений албанским князем Вараз-Григором, как представляется, по следующей причине. Католикос Виро был убежденным монофизитом, и переход в православие Вараз-Григора должен был быть для него весьма неприятным фактом, а история этих годов была, по мнению исследователей351, написана самим Виро, сочинение которого и использовал Моисей Каланкатуйский. В 628 году хазары вновь напали на Закавказье. Хазарский Коган Джебухакан направил в Албанию своего сына Шата. Албанам, чтобы уцелеть и не подвергнуть страну разорению, было предложено добровольно сдаться хазарам. Находящийся в Партаве католикос Виро пытался задержать ответ хазарам. В крепость Чараберд (Джраберд), где находился католикос Виро, к этому времени собрались вельможи и духовенство: «католикос собрал к себе всех главных вельмож из племени царей страны нашей, начальников областей, старост деревенских, священников, диаконов, при-четников и всех, оказавшихся в то время в крепости»352. После обсуждения вопроса о сдачи хазарам, по совету Виро, было решено идти к Шату и просить его приостановить разрушения и грабеж и поднести ему и его окружению ценные дары. С этой целью Виро осведомился у прибывшего к нему наставника царевича Шата «об именах вельмож и князей, воевод и полководцев, начальников каждого племени их войска, о высоком или низком их положении, чтобы знать, какие подарки им поднести. Он разделил подарки по именам их, сделал на них надписи и опечатал их». В окружении некоторых неустрашившихся посещения хазарской ставки албанских вельмож Виро отправился к Шату. Хазары находились в Ути, где расположились большим лагерем, недалеко от Партава. Шат ласково встретил старого Виро, принял дары и после беседы с ним приостановил набеги и грабежи, выдал пленных, но при этом сообщил, что отец его, Джебухакан, получил «три эти страны – Албанию, Чор и Лпник – в вечное владение»353. Из этого текста мы узнаем, что и в VII веке еще входившие в состав Албании территории Чор и Лпник пользовались, по-видимому, какой-то внутренней самостоятельностью, что давало, быть может, основание перечислять их после упоминания Албании. Кстати, в VII столетии и предстоятель Албанской Церкви именуется «католикосом Албании, Чора и Лпник»354. Некоторые исследователи полагают, что в 629-630 годах – на последнем году жизни католикоса Виро, албанский князь Вараз-Григор становится на сторону монофизитов355. Несмотря на кажущуюся очевидность принятого Вараз-Григором шага, историк Р. Геюшев приходит к справедливому выводу, что «Михраниды остались верны Византии во всех отношениях, потому что именно при помощи Ираклия они овладели всей Албанией и приняли религию своего сюзерена»356. Скорее всего, Вараз-Григор считал себя приверженцем монофизитства после крещения его католикосом Виро, находящемся еще при персидском дворе, но уже несколько лет спустя, сообразуясь с политикой Византии по отношению к монофизитам, Вараз-Григор утверждается в православии. Исходя из исторических реалий того времени, представляется более вероятным, что император Ираклий все же достиг воссоединения Албанской Церкви с восточным православием, которому Албанская Церковь оставалась верной до начала VIII столетия. Но все это, к сожалению, происходило на фоне начала завоевательного движения арабов и распространения монофелитства357. 339См. Мамедова Ф.Д. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С.196.
|
|
|
|