Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
VI. Албанская Церковь в VIII столетииВ конце VII века в арабском халифате происходили междоусобицы за овладение престолом. После подавления восстания антихалифа Абдаллаха ибн аз-Зубайра к власти пришел Марван I, основатель династии Марванидов. Марван находился у власти всего один год (684-685), после него халифом стал его сын Абд ал-Малик (685-705). Как раз в это время армяне, грузины и албаны, после 30-летнего повиновения перестали платить арабам подать. Халиф Абд ал-Малик заключил в 685 году с императором Юстинианом II (685-711) перемирие, по которому подати, взимаемые с Албании, Грузии и Армении, стали делиться между халифатом и Византией поровну372. Закавказье стало сферой влияния обоих могущественных соперников и каждый из них действовал здесь по своему усмотрению – совершал нападения, нещадно грабил и уводил в плен население, уничтожал культурные и материальные ценности. Таким образом, в результате заключенного между Абд ал-Маликом и Юстинианом соглашения о перемирии Албания платила дань трем народам – хазарам, халифату и Византии. После урегулирования отношений с хазарами Вараз-Тиридат решил прекратить выплату непосильной дани Византии. С этой целью он вместе с сыновьями Гагиком и Варданом отправился в 699 году в Константинополь для переговоров. Здесь Юстиниан заключил их в крепость за то, что Вараз-Тиридат сблизился с халифатом и прекратил всякие отношения с Византией. Юстиниан оставил сыновей Вараз-Тиридата в качестве заложников, но не отпустил обратно самого князя, продержав его в Константинополе пять лет – до 704 года. В это время в Албании произошли события, повлекшие за собой прямое вмешательство халифата. Гардманский епископ Нерсес Бакур, бывший последовательным халкедонитом, сумел склонить жену Вараз-Тиридата княгиню Спраму «призвать его на патриаршество Албанское», так как престол католикоса после смерти Елиазара (в 688 году) оставался вакантным. Таким образом Нерсес Бакур в 689 году по представлению княгини Спрамы собором албанских епископов был избран предстоятелем Албанской Церкви (689-706). Во время пребывания Вараз-Тиридата в Византии Нерсес решил пойти против княжеской политики сближения с халифатом. При поддержке Спрамы католикос Нерсес вынашивал идею утвердить страну в православии373. Однако этому воспротивилась группа влиятельных вельмож Албании во главе с князем Шероем, которые были ярыми противниками халкедонского учения. Настроенному проарабски князю Шерою удалось, сломив сопротивление княгини Спрамы и католикоса Нерсеса Бакура, стать великим князем Албании (699-704)374. Князь Шерой вместе с епископами-монофизитами обратился за помощью к армянскому католикосу Илии Арчишеци (703-717) посредством особого письма: «Католикосу армянскому, владыке Илии от всего собора Алуанка поклон. [Мы обращаемся к вам], ибо отцы наши и отцы ваши исповедовали одну веру и заботились о спасении душ друг друга, благодаря чему наша страна до последних дней оставалась непричастной к губящей вселенную скверной ереси халкидонской, которая по попустительству Господа Бога наполнила ныне всю вселенную. Теперь же, Нерсес, которого мы считали нашим добрым пастырем, оказался волком и стал раздирать разумную паству Христову. Поэтому мы пожелали напомнить об этом вашей святости, чтобы вы посетили нас, как свою паству, и исцелили наши недуги. Будьте здравы в Господе»375. Армянский католикос не преминул случаем донести о случившемся халифу и представить ситуацию так, что албаны блокируются с Византией против халифата. Ниже приводится переписка армянского католикоса Ильи с халифом Абд ал-Маликом. Письмо Илии, католикоса Армянского к Абд ал-Малику Амир Мумину. «Властителю вселенной Абдала Амир Мумину от первосвященника Армении Илии. Волей вседержителя Бога страна наша покорно повинуется вашей власти. Как мы, так и албанцы исповедуем одну и ту же веру – в Бога Христа. Теперь же, тот, кто является католикосом Албании в Партаве, договорился с императором ромеев, в молитвах своих поминает его и принуждает всех, стать единоверными с ним. Так знайте вы об этом и не оставляйте без внимания, ибо некая знатная госпожа заодно с ним. Повелите своей высокой властью наказать по заслугам тех, кто вздумал грешить против Бога»376. Ответ Абд ал-Малика Амир Мумина на письмо Илии, католикоса Армянского: «Письмо твое искреннее, человек Божий Илия, католикос армянского народа, я прочел, и милостью отправляю к тебе моего верного слугу с многочисленным войском. Взбунтовавшихся против нашего владычества албанцев я повелел [вновь] вернуть к вашему вероисповеданию. Мой слуга накажет их в Партаве на твоих глазах, а Нерсеса и женщину ту, единомышленницу его, заковав в железные цепи привезет с позором к царскому двору [моему], чтоб я выставил их в назидание всем мятежникам»377. Халиф Абд ал-Малик после получения письма католикоса Армении Ильи приказал ему созвать в Партаве (Барде) собор, на котором в присутствии представителей халифа святитель Нерсес Бакур был предан анафеме, а княгиня Спрама заключена в крепость. Армянский католикос Илия поддерживаемый войском, присланным халифом, прибыл в Партав для суда над Нерсесом и Спрамой. Святитель Нерсес попытался скрыться от Илии, но князь Шерой, схватив приближенных албанского католикоса, узнал у них место пребывания Нерсеса и там схватил его. На суде у Илии Нерсес оставался безответным, за что, по сообщению историка, «перенес страшные мучения по приказанию царя». Святитель Нерсес «согласно царственному повелению подвергся тяжким пыткам. И прикован был он к той женщине (княгини Спраме – А.Н.) нога к ноге и снаряжен в дальний путь на чужбину, но, не принимая пищи дней восемь, умер. [Перед смертью] он попросил похоронить себя в оковах и проклял Шероя, ибо считал его причиной несчастья своего и Спрамы и за раздор, возникший между князем и Спрамой из-за власти»378. Святитель Нерсес возглавлял Албанский патриарший престол с 689 по 706 год. Тем же Партаским собором, на котором был осужден святитель Нерсес, был избран новый предстоятель Албанской Церкви – бывший архидиакон Симеон (706-707). По его приказу все книги Нерсеса в сундуках были брошены в реку Тертер. История, связанная с доносом халифу со стороны армян и осуждением святителя Нерсеса, подтверждается и другим армянским источником IX века: «Великий Илия, употребив свою мудрость и великодушие написал письмо к халифу измаилитян Омару379, докладывая ему, что “есть у нас, в нашей стране один епископ и подобная одна супруга, которые отказались от подчинения вашему великому государству и не объединяются с нами (Армянской церковью – А.Н.) в упоминании имени вашего в наших молитвах и, напротив, упоминают царя греческого и думают нашу страну выдать ему. Если поспешно не уничтожите их из среды нашей, то в скором времени [они] предадутся хоромам [Византии] в отношении налогов и всех прочих дел”. Потом халиф прочел это и с большой благодарностью оказал по-чести посланнику великого патриарха, а сам отправляет некоего своего евнуха и приказывает немедленно доставить к себе того Нерсеса с великой супругой (княжной Спрамой – А.Н.)»380. Малахия Орманиан, будучи Армянским Константинопольским патриархом, в своей книге «Армянская Церковь» особо отмечает роль католикоса Илии в подавлении «ереси» албанского католикоса: «Наиболее выдающейся чертой патриаршества Илии из Артчеша было рвение, высказанное им, чтобы удержать Каспийскую Албанию в лоне Армянской Церкви»381. Вскоре после описанных событий представители халифа увезли в Сирию князя Шероя и многих князей и вельмож Албании. В Дамаске Шерой был тайно казнен. Албания утрачивает свое полунезависимое положение и окончательно переходит под власть арабов. В дальнейшем Армянская Церковь, получив в этом вопросе поддержку халифата, вытеснила албанское духовенство с занимаемых им позиций и начала усиленную арменизацию (как этническую, так культурную и религиозную) албанов, живущих в недоступных арабам горных местностях страны. Со времени поставления албанского католикоса Симеона на том же Партавском соборе было принято решение: «Относительно рукоположения католикосов Албании мы также приняли следующий канон: так как с недавнего времени наши католикосы… проявили неопытность и небла-горазумие, вследствие чего наша страна впала в ересь, то по причине этой мы [ныне] обязуемся перед Богом и перед тобой, первосвященник (Илия – А.Н.), что рукоположение в католикосы Албании должно совершаться через престол святого Григория, с нашего согласия…»382. Таким образом, Албанская Церковь потеряла свою самостоятельность и была подчинена Армянскому Католикосату. Под соборным решением с албанской стороны подписались помимо новоизбранного Симеона только три епископа, вероятно убежденные монофизиты. В Албании в этот период насчитывалось до двенадцати епархий. Оппозиционному большинству высказывать свое мнение было не безопасно, а возможность такая им больше и не представлялась. Албанская Церковь потерпела поражение в попытке противостояния Арабскому халифату и активно помогающей ему Армянской монофизитской церкви. Ей не удалось стать консолидирующей организующей силой народа, какой была Армянская церковь в тот период383. 372См. Кулаковский Ю. История Византии (602-717 гг.). С-Пб., 1876. Т.3, с.251.
|
|
|
|