Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня

Новости 2004

Интервью с преосвященным епископом Бакинским и прикаспийским Александром

31.12.2004

Наш корреспондент: По вашему благословению, Владыко, возобновляется издание церковного «Православного листка». Что бы Вы пожелали и посоветовали Редакционной коллегии?

Владыка Александр: Жизнь у нас в Азербайджане и в Баку в конце двадцатого столетия и в начале двадцать первого века была достаточно сложной. Церковная жизнь, так же как и жизнь гражданская, жизнь политическая, как жизнь экономическая то вдруг становилась очень активной, энергичной, то вдруг замирала.

Я помню, как в начале 90-х годов было предпринято издательство церковной газеты.

Церковные газеты в то время были большой редкостью, вызывали большое удивление и вызывали к себе большой интерес, потому что в них говорилось и писалось о том, о чем обычно мы не читаем в обычных газетах. Потом, когда жизнь стала усложняться, то, к сожалению, и газета прекратила свое существование.

В конце 90-х годов, в начале ХХI-го века мы попытались наладить издательство газеты и, вроде бы, она у нас появилась, ожила и стала так же привлекать к себе интерес. Но, к сожалению, опять бурная жизнь привела к тому, что газета прекратила выходить. И вот сейчас, по милости Божией, в конце 2004-года у всех появилось желание возобновить издательство нашей церковной газеты. Такая газета, конечно, крайне необходима, потому что сейчас очень много разных периодических изданий, газет, журналов, передач по телевидению. К сожалению, все они говорят о жизни общества, жизни светской, но ничего не говорят о религиозной жизни, о жизни церковной, о жизни духовной. А если и говорят, то очень сухо, вскользь и часто с большими ошибками. Поэтому хотелось бы, чтобы верующие люди, прихожане наших храмов получали более полную, подробную информацию о церковной жизни. Поэтому у меня есть такое пожелание к редколлегии этой газеты, чтобы освещалась наша церковная жизнь, наша духовная жизнь. Чтобы люди знали какие праздники наступают, чтобы знали как надо отмечать эти праздники православным христианам, как следует к ним готовиться. Я думаю, что если люди будут получать информацию о нашей церковной жизни, о наших новых священнослужителях, о наших церковных юбилеях то это будет большая заслуга нашей газеты.

Н.К.: Сейчас время Рождественского поста. И хотя люди стараются придерживаться устава, но все равно каждый постится по своим физическим возможностям. И, нередко, направляя все усилия на составление «правильного» меню, люди забывают о чем-то гораздо более важном - о духовном состоянии, которое является истинной целью поста. Расскажите, пожалуйста, об этом.

В.А.: Да, вот как раз хотелось бы коснуться проблемы достойной подготовки к празднику Рождества Христова. До праздника Рождества Христова остался месяц и церковь призывает нас и в своем богослужении, в своих поучениях достойно приготовится к этому великому празднику. Но, поскольку этот праздник является духовным праздником, то и приготавливаться к нему надо, естественно, духовно. Для кого-то праздник- это богатый стол, шумное веселье. Но для верующих людей – это прежде всего возможность соприкоснуться со святыней и духовными очами веры постигнуть таинство Рождества Христова. Для этого, конечно, нужна соответствующая подготовка. Как к любому великому празднику к Рождеству Христову церковь призывает нас приготовится воздержанием. Воздержание-это не только воздержание в пище, но и во всем: в поступках, словах, в помыслах. Конечно, очень трудно воздерживаться. И одним из средств помощи в духовном воздержании является телесный пост. Воздержание в пище. Воздержание телесное. Церковь регламентирует постное меню в течение любого поста. Надо сказать, что меню Рождественского поста очень строгое: рыбную пищу можно вкушать только по субботним и воскресным дням, а также по великим праздникам, пищу с растительным маслом кроме среды и пятницы. Но, как мы не всегда воздерживаемся в помыслах, словах и делах, так и не всегда мы можем воздерживаться в пище. Не всякий в состоянии себя обуздать в этом отношении. Но унывать от этого не надо, надо стремиться к воздержанию, а вот если мы не можем в полную меру соблюдать пост, в полную меру воздерживаться в пище, поступках, словах и делах, тогда мы должны на исповеди каяться в том, что мы не обуздали самое себя и иногда позволяем себе какое-то нарушение поста. Таинство покаяния для того и существует, чтобы человек мог с чистой совестью приступать к Святым Тайнам. Конечно пост не является самоцелью нашего духовного подвига. Это лишь одно из средств, одна из первых ступеней. Сначала мы начинаем воздерживаться в пище; отсюда мы можем перейти к воздержанию в поступках. Научимся воздержанию в поступках, может быть научимся воздержанию в словах, потому что словами человек может иногда совершать более страшные грехи чем делами. А если мы взойдем и на эту степень воздержания , то тогда перед нами открывается следующая степень –воздержание в помыслах. Это, наверное, самый трудный вид воздержания. Мы знаем, что были молчальники – такие люди, которые боролись с собой, со своими словами, со своей речью настолько, что вообще отказывались говорить, дабы не говорить ничего худого, недоброго и греховного. Для того, чтобы бороться с помыслами люди иногда уходили в пустыню, затворялись в пещерах, поднимались на высокие башни, на столпы и там проводили время в уединении, чтобы научиться воздержанию в помыслах. Мы живем в очень бурное время, живем в большом, шумном городе. Для нас все это все очень и очень трудно, но с Божьей помощью все возможно. Как говорит апостол Павел: «Все могу об укрепляющем мя Иисусе.» Но всегда надо помнить, что первая степень – это степень воздержания в пище.

Ну а то, что кто-то рыбу съел вместо воскресения в понедельник – наверное это уж не столь страшно, не такое уж это страшное преступление. А, в частности, вспоминаются слова святителя Василия великого, что пост – для здорового человека. Он служит для обуздания плоти. А для больного человека безропотное перенесение его болезни является более высшим подвигом, чем воздержание в пище. Поэтому пост – это средство, это уздечка, при помощи которой мы отвращаем себя от развлечений нашего времени и поворачиваем себя на духовную стезю, которая ведет нас к достойной встрече праздника Рождества Христова.

Н.К.: Владыко, один из насущных вопросов – вопрос о тех, кто только начинает входить в храм и о молодежи. Приходя в Церковь, они нередко сталкиваются с « праведным гневом» церковных сторожил. И стоят-де не так и одеты не эдак… Многие после этого надолго забывают дорогу в Храм. Что Вы посоветуете?

В.А.: Что касается не всегда корректного поведения как приходящих в Храм, так и тех, кто является нашими постоянными прихожанами – то мне думается, что это прежде всего болезнь нашего времени, нашей культуры. Когда бываешь за рубежом, то обращаешь внимание на то, что в некоторых храмах есть какие-то ограждения, которые говорят, что вот сюда человек может свободно приходить, а здесь должен сдержаться – сюда он не может входить. Ну, Вы знаете, что у нас, в принципе, на амвон никому не положено восходить кроме священнослужителей и поэтому амвон у нас делается возвышенным и вдобавок ограждается решеткой. Ну вот в некоторых храмах мне приходилось видеть такие решетки с задней стороны храма и при входе, куда людей праздных, любопытствующих допускали, а дальше, в храм не пускали. Мне приходилось видеть в Венеции, в соборе св.Марка, что доступ туристам в течении дня совершенно свободный. Они ходят-бродят по собору, как по музею, но когда приходит время богослужения, то храм закрывают и допускают только тех, кто приходит на молитву и уже хождения по храму нет. В других храмах мне приходилось видеть, так называемых ,распорядителей.

Они в униформах, у них какие-то повязки на руках, они подходят к людям и говорят: «Вы станьте здесь, а Вы сядьте вот здесь». То есть они подсказывают, как следует себя вести в храме. Ну, наверное, в каждом общественном месте, будь-то стадион, будь-то дворец культуры или еще в каком-либо общественном учреждении, всегда есть какой-то администратор, распорядитель, который наблюдает за порядком и подсказывает людям , как лучше себя вести и как им лучше расположиться, чтобы придерживаться регламента данного учреждения. Я думаю, конечно, чем дергать людей, толкать их в бок – лучше всего, чтобы у нас было два-три подготовленных человека, которые подсказывали бы людям, что можно и что нельзя. Конечно, это должны быть люди воспитанные, культурные. Они должны корректно объяснять приходящим в храм, как должно себя вести. Я думаю, что это самый оптимальный вариант и я давно уже об этом думаю и, надеюсь, что мы к этому должны потихонечку подойти.

Н.К.: Церковь учит нас милосердию, а современный мир требует от человека совсем противоположных черт. Как выживать в современном мире не изменяя христианскому мировоззрению?

В.А.: Если говорить об особенных чертах современного мира, я думаю, что они мало чем отличаются от того, что было 2000 лет тому назад. Апостол говорит: «мир во зле лежит». Мир того времени лежал во зле. Когда мы говорим о пришествии в мир Христа Спасителя, то перед нами возникает вопрос: «а почему он пришел не 3000 лет и не 1000 лет тому назад, а именно 2000 лет тому назад?». И Церковь отвечает нам на это, что Он пришел тогда, когда исполнилась полнота времен, когда мир, живший по стихиям века сего достиг апогея в своем развитии, когда дальше перед миром открывалась только перспектива катастрофы, гибели. Для того, чтобы человечество не погибло, не уничтожило самое себя Господь сошел с небес на землю, принял плоть человеческую, родился от Девы Марии и жил как человек среди нас людей, дабы изменить лукавые и злые законы мира сего. Мир также частью живет по стихиям века сего, а быть может небольшая его часть живет по евангельским законам правды. И, я думаю, что эта борьба между добром и злом постоянно происходит и в обществе человеческом, и в душе каждого человека, в сердце каждого человека и человек постоянно борется. Тот, кто имеет оружие (а это оружие – евангельский закон), тот побеждает стихии века сего. Тот, кто не имеет, тот падает, или наоборот сам вооружается злом и творит зло и погибает.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Бакинско-Азербайджанская епархия РПЦ»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: baku-eparhia.ru

Все новости раздела




Новости епархии

Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: baku@eparhia.ru
Яндекс.Метрика
| Епархия | Управляющий | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом | Карта сайта |