Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
Новости 2008Интервью епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, данное газете "Православный вестник" по итогам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего с 24 по 29 июня с.г. в г. Москве.04.07.2008
Ваше Преосвященство, известно, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви собирается раз в 4 года для обсуждения различных аспектов церковной и общественной жизни и решения наболевших вопросов, стоящих перед церковным священноначалием. Какие темы в этот раз были затронуты, и какие наиболее важные вопросы церковной жизни были обсуждены в дни работы Собора? С 24 июня по 29 июня с.г. в Москве состоялся очередной Архиерейский собор Русской Православной Церкви, который является высшим органом иерархического управления Церковью. Собор, как правило, собирается раз в 4 года для обсуждения основных проблем церковной, религиозной, общественной жизни, возникших за указанный период. На этот раз освященный Архиерейский Собор был посвящен проблемам церковного единства. Эти проблемы очень остро стоят в наше время перед всей православной полнотой. Сюда относятся как взаимоотношения между Поместными Православными Церквями, так и внутренняя жизнь каждой Поместной Церкви. К сожалению, наметились некоторые негативные тенденции в межцерковных отношениях. Непросто складываются отношения между Русской Православной Церковью и Константинопольской. Некоторые высказывания представителей Константинопольской Церкви о нормах межцерковных отношений, о методах церковного управления не совпадают с позициями других Православных Церквей в этих вопросах, и конечно, этим взаимопонимание и единство между православными поместными церквями нарушается. Помимо этого очень остро стоит проблема церковного единства на Украине, в Эстонии, где возникли расколы, некоторые из которых были инициированы извне. Все это вносит большое нестроение в церковную жизнь. К сожалению, подобные тенденции возникают иногда и внутри самой Русской Православной Церкви. Поэтому, вопрос церковного единства был главным вопросом, который обсуждался на Архиерейском Соборе. Была выработана четкая церковная позиция, направленная на предотвращение расколов. Главным документом, принятом на Соборе, было определение освященного Собора Русской Православной Церкви «О единстве в церкви». В ходе соборной работы был принят один из важнейших документов Архиерейского Собора – «Положение о Церковном суде Русской Православной Церкви». И в связи с принятием этого положения были внесены некоторые изменения в Устав Русской Православной Церкви, не затронувшие его основной части. Церковь свою жизнь строит согласно правилам святых апостолов, правилам святых отцов. Имеются толкования к этим правилам. Но для того, чтобы внести ясность и некоторый порядок в применение этих правил было принято Положение о церковном суде РПЦ. Согласно этому положению те вопросы, которые вызывают смущение в жизни церкви, в деятельности священнослужителей и мирян, будут рассматриваться на подобных судах. Архиереи будут направлять документы в церковные суды, которые будут рассматривать предложенные вопросы. Церковный суд будет состоять из трех инстанций: первая инстанция – епархиальный суд, членами которого будут священники, затем суд высшей инстанции – церковный суд, председательствовать на котором определено быть Высокопреосвященному Исидору, Митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому. Высшей судебной инстанцией Русской Православной Церкви согласно каноническим нормам является Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Мне думается, что введение церковного суда поможет решить некоторые вопросы и нашей церковной практики. В работе какой из тематических групп Собора Вы приняли участие? Как Вы можете оценить проделанную работу группы? Мне пришлось принять участие, как в пленарных заседаниях Собора, так и в рабочей группе по православному свидетельству и современности под председательством Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Воронежского и Борисоглебского. Могу сказать, что группа работала очень напряженно. В основном поднимались вопросы православного единства, миссионерской деятельности в современном мире, была дана богословская оценка Русской Православной Церковью всего того, что происходит в современности. Работать было очень интересно, но работа, повторяю, была очень напряженная. Ваше Преосвященство, в этот раз в работе Архиерейского Собора впервые приняли участие представители Русской Православной Церкви Заграницей. Что Вы можете рассказать об этой совместной работе? В прошлом году состоялось очень важное событие – был подписан Акт о воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, который фактически поставил точку в гражданской войне, последствия которой негативно сказывались в жизни русского народа на протяжении всего XX столетия. Поэтому на Соборе было очень важно узнать, как мы совместно живем, какие у нас взгляды на те, или иные проблемы церковной жизни, есть ли у нас точки соприкосновения. На этот раз в работе Архиерейского Собора приняли участие представители Русской Православной Церкви Заграницей во главе с ее первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который был избран совсем недавно, в мае этого года, вместо блаженно почившего митрополита Лавра, много содействовавшего воссоединению обеих Церквей. Надо сказать, что это была очень интересная встреча и очень интересная работа. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Илларионом приняли самое активное участие в работе Архиерейского Собора. Интересно отметить, что мнение зарубежных архиереев по тем или иным вопросам, совпадали с мнением большинства епископата Русской Православной Церкви. На Архиерейском Соборе была поднята очень важная тема – достоинство, свобода и права человека. Суждения по этой теме вылились в соответствующее соборное определение. Ваше Преосвященство, расскажите, как проходили дебаты по этому вопросу и какие наиболее важные решения легли в определение «Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Действительно, на Соборе была всесторонне обсуждена одна из важнейших тем, стоящих перед современным обществом – тема «Достоинства, свободы и права человека». Надо сказать, что современный мир строит свою жизнь в основном на так называемых правах человека. К сожалению надо отметить, что эти либеральные ценности не всегда соответствуют нравственным нормам, которыми живет христианство, нормам священного Писания. Иногда получается так, что права человека и свобода человека воспринимаются как свобода «делать все», как вседозволенность. Согласно современным либеральным воззрениям человек не должен быть ограничен ни в чем, и даже в своих греховных проявлениях. К сожалению, в некоторых государствах принимаются такие законы, которые позволяют человеку переступать нравственные нормы, нормы семейной жизни, нормы человеческих взаимоотношений. Иерархи Русской Православной Церкви не раз озвучивали позицию Церкви в этих вопросах. Так, во время визита в Страсбург Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказал позицию Церкви по тем проблемам, которые, к сожалению, на западе стали принимать характер нормы. Подобные высказывания вызвали бурную реакцию в западно-европейском обществе. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС на разных международных форумах также озвучивал эту проблему и православный взгляд на вопросы прав личности, свободы человека. Поскольку все же либеральные ценности в этом вопросе часто не совпадают с христианскими нравственными предписаниями, заповедями Божьими, то на Соборе и был принят документ, который называется «Основы учения РПЦ о достоинствах свободы и правах человека». Ваше Преосвященство, расскажите, какое определение вынес Архиерейский Собор относительно деятельности епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Как я уже упомянул, главной темой Собора было православное единство. Вопросы единства бурно обсуждались на состоявшемся Соборе. Была затронута и проблема расколов в церквях. Мы знаем, что в РПЦ имели место расколы: великий раскол 17 века, который, к сожалению, дает о себе знать и в наше время; расколы 20 столетия, во время так называемой гражданской войны, которые были инициированы гражданскими властями того времени; расколы конца 20-го столетия, которые также очень больно дают о себе знать на Украине, где существуют несколько раскольнических группировок. Собор в этот раз имел суждение о деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского, который своей деятельностью, своими высказываниями и обращениями стал смущать паству Русской Православной Церкви. Свои частные и личные взгляды он пытался выдавать за общецерковный подход к тем или иным вопросам современности. К сожалению, епископ Диомид, забывая церковный Устав, забывая архиерейскую присягу, стал высказывать свое мнение о деятельности церковного священноначалия, а это не соответствует тем нормам церковной жизни, которые предписывает нам Устав. Богословская комиссия Русской Православной Церкви, внимательно изучив все документы, связанные с деятельностью епископа Диомида, подвергла их богословскому анализу. К сожалению надо сказать, что в высказываниях, обращениях и посланиях епископа Диомида, нашлись те моменты, которые нарушают церковные канонические нормы и постановления о внутренней церковной жизни. Деятельность епископа Диомида рассматривалась в рабочей группе по православному свидетельству и современности. Внимательно были изучены ответы, полученные от богословской комиссии, и большинство участников Собора пришло к мнению, что за свою деятельность, провоцирующую раскол в церкви, епископ Диомид должен быть подвергнут соответствующим церковным прещениям. Собор обратился к епископу Диомиду с призывом покаяться в своей деятельности, направленной против единства церкви. И в том случае, если епископ Диомид не раскается в этом, наложить на него церковное прещение и, согласно церковным канонам, низвергнуть из архиерейского сана. Документы Собора направлены епископу Диомиду, и мы ожидаем, что епископ Диомид, как верующий православный христианин, принесет на ближайшем заседании Священного Синода покаяние в содеянном и подчинится тому определению, которое церковное священноначалие примет о его будущей деятельности. Внимание! |
Новости епархии |
|
|