Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
Межсоборное присутствиеМитрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: Монах — человек, который посвятил себя Богу, и это главное, а формы организации духовной жизни могут быть разными31.01.2017Источник информации: Адрес новости: http://www.patriarchia.ru/db/text/4794666.html 23 января 2017 года участниками пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви было принято «Положение о монастырях и монашествующих». О работе над документом, прошедшем стадию общественной дискуссии и обсуждение на пленуме, порталу «Монастырский вестник» рассказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. — Ваше Высокопреосвященство, на пленуме Межсоборного присутствия было принято «Положение о монастырях и монашествующих». Пожалуйста, расскажите, для чего нужен этот документ и что изменится в жизни монастырей с его появлением? — Прежде всего, необходимо сказать о том, что за 25 лет возрождения Русской Православной Церкви из 19 монастырей к настоящему моменту появились 888 обителей, официально оформивших свой статус, а еще есть общины и подворья, которые пока не получили статуса монастырей. Эти монастыри самые разные — большие и маленькие, столичные и провинциальные, расположенные в отдаленной сельской местности; есть скиты, общины, сестричества и братства. Жизнь всех этих обителей требует духовного осмысления, постановки и решения проблем, с которыми насельники сталкиваются ежедневно, в связи с чем и возникла необходимость создать общее «Положение о монастырях и монашествующих». Работа над этим документом началась на первом заседании пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2010 году. Затем документ прошел стадию обсуждения в монашеских общинах, позже — на официальных площадках Присутствия в интернет-пространстве и в формате подготовки отзывов из епархий. В результате мы увидели, что интерес к монастырской жизни, духовному деланию есть у многих людей. Вопросы, связанные с монашеством, обсуждались и на Архиерейском Совещании 2016 года. В частности, однозначно было сформулировано, что рясофор является ступенью приготовления к монашескому постригу. То есть, с уверенностью можно говорить о том, что монастырская жизнь не оставлена и вниманием Священноначалия. Документ «Положение о монастырях и монашествующих» определяет норму устроения монастырской жизни. Однако применение всякой нормы предполагает рассуждение. Иногда бывает просто невозможно действовать по одному и тому же образцу в разных ситуациях. Монастыри, как мы уже говорили, бывают разными. В соответствии с условиями существования обители выстраивается и ее духовная жизнь, определяется келейное правило для насельников, объем просветительской и любой другой деятельности монастыря. «Положение» было создано в соответствии со святоотеческим преданием, канонами и уставом Церкви, но каждый монастырь вправе самостоятельно выстраивать свою жизнь. Монах — человек, который посвятил себя Богу, и это — главное, а формы организации духовной жизни могут быть разными. — Что послужило причиной столь длительной работы комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества над «Положением»? — В процессе обсуждения документа появилось много вопросов, ответы на которые не были даны в первоначальном варианте текста. Документ собрал 1100 комментариев, и многие из них потребовали дополнительного исследования. Второй момент, который тоже очень важен, — разные люди по-разному понимают изложенные в документе вопросы. Общаясь друг с другом, мы имеем возможность не только лучше услышать и понять друг друга, но и повлиять на результат нашей совместной работы. Документ претерпел две редакции. Вне всякого сомнения, это улучшило его качество, я даже думаю, что после того, как в текст были внесены предложения участников дискуссии, он претерпел положительное изменение от формально-правового документа к более живому руководству в устроении монашеской жизни. Появились ответы на многие важные вопросы, например, каково место духовника в женских обителях, что включают в себя обязанности игумена монастыря, кто из братии (сестер) должен входить в духовный собор монастыря. Этот процесс, конечно же, потребовал времени, но ведь общественная дискуссия показала нам и то, как много людей болеют за церковную жизнь. Можно вспомнить, насколько непросто шла подготовка документа «Об участии верных в Евхаристии». Мы работали, сомневались, переживали, но в результате даже сам формат документа получился настолько правильным, что сегодня его применяют в других Поместных Церквах. — Участники пленума тоже весьма активно обсуждали некоторые темы «Положения». Владыка, расскажите, пожалуйста, какие вопросы документа вызвали наиболее оживленную дискуссию в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя? — В основном они касались проблем духовного окормления в монастырях. Например, обсуждая, кто должен принимать исповедь у сестер, участники форума больше склонялись к тому, что — священник из числа белого духовенства, но возник вопрос, насколько хорошо женатый священник способен понять духовное устроение сестер-монахинь. В ходе дискуссии было четко определено, что духовной жизнью монастыря руководит игумения (в мужских монастырях — игумен). Вместе с тем и духовник имеет немаловажное значение, и поэтому им так важно находить возможность взаимодействовать друг с другом, избегать противостояния и стремиться к сохранению единства на благо жизни монастыря. Не всегда это получается, но для того мы и обсуждаем все эти проблемы, чтобы находить решения. Игумен — отец братии, игумения — мать сестер. Духовник является помощником в окормлении насельников монастыря. Если братия многочисленная, духовников может быть несколько. В женских монастырях — старшие сестры-наставницы помогают игумении. С необходимостью решать вопросы, которые вызвали дискуссию участников форума, в повседневной жизни мы сталкиваемся очень часто. Но ведь Вы, наверное, заметили, что обсуждались в основном корректность и адекватность формулировок документа. Очевидно, что по сути в большинстве случаев мы согласны друг с другом. При обсуждении нередко бывало так, что один человек обращал внимание на ту или иную неточность, а другой предлагал правильный вариант формулировки «Положения». Для нас не страшно и то, что некоторые вопросы обсуждаются достаточно жестко. Куда страшнее, если их вообще перестанут обсуждать. Безразличие и теплохладность — вот самые страшные враги для церковного человека. А когда болеющие душой за Церковь люди высказывают разные мнения, у нас появляется возможность увидеть проблему с разных сторон, все оттенки и нюансы одного и того же вопроса. Межсоборное присутствие стало площадкой, на которой мы имеем возможность говорить о насущных проблемах, в том числе и проблемах монастырской жизни. Не только епископы, но и духовенство, монашествующие, миряне могут высказывать свое мнение, обсуждая документы. Благодаря таланту Святейшего Патриарха Кирилла направлять дискуссию в правильное русло, проникать в суть проблем, и мы, в свою очередь, учимся аргументированно выражать свою позицию, ясно формулировать мысли. Учимся и готовить документы, которым предстоит проходить стадию обсуждения. Все это значительно повышает уровень церковной работы. И это замечательно, что такой уникальный опыт существует в Церкви. Сегодня мы радуемся тому, что документ, прошедший через общественную дискуссию, был принят единогласно. — Какую реакцию Вы ждете от участников интернет-дискуссии? — Конечно же, не все замечания, высказанные участниками интернет-дискуссии, были внесены в документ. Одни из них носили частный характер, другие не соответствуют сегодняшней ситуации. Но могу сказать, что многие темы, которые не вошли в «Положение», находятся в разработке профильной комиссии Межсоборного присутствия. В настоящий момент для нас важно проявить миролюбие и поблагодарить Бога за то, что Церковь имеет возможность заниматься решением проблем монастырской жизни. Ведь ничто не мешает нам правильно устраивать жизнь духовную, которая в большей степени зависит от ревности и усердия инока в монашеском делании. Живую молитву монаха не заменит собой никакой самый убедительный документ. — Можно предположить, что возникнут вопросы, связанные с отсутствием возможности для братии выбирать игумена. — Наше монашество берет начало своей традиции со Святой Горы Афон. На Афоне братия действительно выбирает игумена. Но Афон — это монашеская республика, в наших же реалиях монастыри включены в жизнь епархии. Они являются своего рода точками роста или, говоря точнее, духовного возрождения для той территории, на которой находятся, где за всю духовную жизнь отвечает епископ, и было бы неправильно осуществлять устроение монастырей без его участия. Вместе с тем, для братии естественно рекомендовать на должность игумена достойного насельника своего монастыря, а епископу внимательно рассматривать предложенную кандидатуру, руководствуясь при принятии решения необходимостью прежде всего созидания духовной жизни обители. «Положение о монастырях и монашестве» предполагает испытание кандидата на должность игумена на монастырском, епархиальном и синодальном уровнях. Епископ единолично не решает, кто будет возглавлять монашескую обитель. По совету с братией он через Синодальный отдел по монастырям и монашеству предлагает кандидатуру на рассмотрение Священного Синода. Кандидат проходит собеседование с членами Коллегии СОММ и стажируется в одном из монастырей, наиболее благоустроенных в духовном плане, где знакомится с опытом жизни и управления обителью. Если Синодальный отдел одобряет представленную кандидатуру, она выносится на рассмотрение Священного Синода. Эта многоступенчатая процедура утверждения игумена говорит о том, какое значение придается в нашей Церкви монашеству вообще и роли игумена в устроении жизни монашеской обители в частности, как внимательно и осторожно определено подходить к решению этого вопроса, чтобы избрать на столь ответственное послушание действительно достойного монаха. При этом нужно понимать, что пока еще не все наши монастыри могут взрастить духоносных старцев или игуменов в своей среде. Мы находимся в начале пути духовного возрождения. Вспомним, что ведь и самые известные наши монастыри — Данилов, Оптина Пустынь, Валаам — возродились благодаря трудам игуменов, которые были назначены из числа насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры, по той именно причине, что на тот момент не было еще возможности выбрать игумена из братии этих монастырей. А теперь уже игуменами вновь открывающихся обителей становятся насельники монастырей, чья духовная жизнь возродилась и приносит обильные плоды. — Работа Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества над «Положением» завершена. Над какими документами комиссия будет работать в предстоящий период? Какие темы разрабатывают рабочие группы комиссии? — В настоящее время завершена работа над документом «Концепция разработки и принятия уставов внутренней жизни в монастырях Русской Православной Церкви», дорабатывается документ «Монашеские общины при духовных учебных заведениях, миссиях и церковных учреждениях». Обсуждаются такие важные темы как «Священнослужение монахов в женских монастырях и на приходах» и «Практика откровения помыслов в монастырях, духовное руководство монашествующими и мирянами в монастырях» Если у человека, живущего в монастыре или стремящегося к монашеской жизни, есть тема, которую он хотел бы предложить профильной комиссии Межсоборного присутствия, он может направить ее на официальный адрес аппарата Межсоборного присутствия. Беседовала Екатерина Орлова Патриархия.ru Внимание! |
Межсоборное присутствие |
|
|