Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
Преображение ГосподнеТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА (гл.7) КОНДАК ПРАЗДНИКА (гл.7) ВЕЛИЧАНИЕ:
Задолго до Своих крестных страданий и смерти Христос подготавливал к ним учеников Своих , чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Правда, апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим, но и они жили общееврейской надеждой, что ожидаемый Мессия будет земным царем Израилевым. Наблюдая Его чудеса, огромное влияние Его на народ, они не сомневались, особенно после насыщения пяти тысяч человек, что Христос провозгласит Себя царем Израиля; менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. Поэтому необходимо было, говорит преподобный Ефрем Сирин, чтобы "Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира". И явилась апостолам Слава Господня. С тремя ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - Христос восшел на высокую и прекрасную гору Фавор, чтобы помолиться. Христос молился на самой вершине горы, чуть ниже - апостолы. Молясь, апостолы отягчены были сном и не видели начала Преображения Господня. Их пробудило сияние славы, - необычайный свет, исходящий от Господа. Они увидели лицо Христа просветившимся, как солнце, и одежды Его белыми, как свет, как искрящийся на солнце снег. "Дух молитвы, - говорит митрополит Филарет, - сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролиялся на тело, одежду и просиял в лице". И узрели апостолы рядом со Христом Моисея и Илию, явившихся в сиянии славы небесной. Ветхозаветные мужи беседовали со Христом об исходе Его во Иерусалим для совершения искупительного подвига. Озаренные необычайным, напоившим сердца светом, апостолы испытывали неизъяснимое блаженство, как если бы они пребывали не на земле, а на небе. И когда мужи-небожители стали разлучаться со Христом, святой апостол Петр взмолился ко Господу: Наставниче, добро есть нам здесь быть; и сотворим сени три: едину Тебе, едину Моисею и едину Илии (Лк. 9, 33). Но Христу надлежало еще испытать уничижение и бесславие поношения и заушения, пережить муки Голгофы, умереть, воскреснуть, вознестись и только тогда войти во славу небесную, даровать райское блаженство возлюбившим Господа. Начаток будущего блаженства Христос и явил апостолам Своим Преображением, свидетельствовавшим о Нем, как о Сыне Божием. Свидетельство о Христе, как Сыне Божием, апостолы услышали и от Самого Отца Небесного. Евангелист Матфей так говорит об этом: Еще когда он (Петр) говорил (молил Христа о сенях), се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). И осенившее апостолов облако, и голос Отца Небесного были так внезапны, что апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Христос, подойдя к ним, не коснулся их, сказав: "востаните и не бойтесь" . Они приподняли головы, но никого уже не увидели, кроме Спасителя, сказавшего им: "никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых". Таково евангельское повествование о преображение Господа на горе Фавор. Само же начало праздника Преображения Господня относится к раннехристианским временам. Несомненные свидетельства о нем идут от V в.(слово на этот праздник патр. Прокла). Существование праздника в этом веке несомненно указывает на его более древнюю христианскую традицию. О всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII в. и последующих веках на Востоке единогласно свидетельствуют все Богослужебные памятники, дошедшие до нас от того времени. В VIII в. Св. Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили многие песнопения на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время. Исходя из евангельской хронологии Преображение Господне было в феврале, незадолго до крестных страданий Спасителя(Мф. 16, 21), а не в августе. Празднование Св. церковью Преображения Господня В августе установлено в следствии того , что празднование в феврале приходилось бы на дни Св. Четыредесятницы (Великого Поста) - что было бы не совместно с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую (сегодняшнюю) многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Девятнадцатого же августа именно, а не в другое какое либо время празднуется Преображение Господне потому, что 27 сентября установлено празднование Воздвижения Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых; а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то был сделан обратный сорокодневный отсчет от праздника Воздвижения Креста Господня, установив тем самым день празднования Преображения 19 августа. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов.. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: "Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего" (Исх. 23, 19); "Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику" (Лев. 23, 10); "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих" (Притч. 3, 9). В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. "Если хочешь, сделаем здесь три кущи", - говорит апостол Петр Господу Иисусу Христу .Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии. В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме (откуда заимствован наш Устав), к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как Его творение. В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас. Но помимо традиции освящения яблок на яблочный спас в Русской Православной Церкви существует практика освящать плоды 14 августа в праздник Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, по-народному "медовый Cпас" и 29 августа в праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, иногда называемый "ореховый (или третий) Спас. Медовый спас14 августа издавна отмечался отмечался первый из трех праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, установленный по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Кроме того, день 14 августа посвящался памяти семи святых мучеников Маккавеев - Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсенона, Адима и Маркелла, а также матери их Соломонии и учителя их Елеазара. На Медового Спаса принято было освящать в церкви мед; после освящения пчельники разговлялись свежим медом, а также пекли пироги с пшенной кашей и медом. Вообще, строгие блюстители народных обычаев и постники начинали есть мед только с этого дня. Первый Спас - начало Успенского поста, о котором в народе говорили: "Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка". В Петров пост, кроме лука, у крестьян обычно не бывало другой зелени, а к Успенскому посту уже появлялись многие овощи и фрукты. На первый Спас святили колодцы, а также повсеместно устраивали крестные ходы на воду. Ореховый Спас29 августа православные христиане отмечают день Спаса Нерукотворного. Этот праздник, в равной степени церковный и народный, связан с библейской легендой о чудесном исцелении идесского царя, больного проказой. Прокаженного исцелил Нерукотворный образ, который отпечатался на полотнище, когда Христос утер им свое лицо. Отсюда и название праздника - Спас Нерукотворный. Образ хранился в городе Эдесе, в Сирии. Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить образ. В 944 году образ был перенесен в Константинополь. В России Нерукотворный образ очень почитаем. Вспомним, что со знаменами, на которых был вышит образ, шли в бой воины. В народе третий Спас называли ореховым, хлебным Спасом. Ореховым, потому что к этому дню обычно созревают орехи и их несут в храм для освящения. Хлебным, потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. С этим днем связаны поговорки: "Третий Спас хлеба припас", " Коль хорош третий Спас, будет зимой квас". Слово на праздник Преображения ГосподняПатриарх Пимен (Извеков) Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Преображение! Какой это замечательный праздник: он свидетельствует о духовном прообразе человека, о его духовном совершенстве. Почему необходимо измениться лучшим изменением? Потому что быть на Фаворе со Христом, даже мысленно, может не каждый. Потому что не каждый достоин видеть славу Божию. Господь взошел на гору Фаворскую, как говорит евангелист, чтобы помолиться, и взял с Собой только трех Своих учеников. Евангелист Матфей перечисляет последовательно Петра, Иакова и Иоанна. Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: "...на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: "...Любите не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и особенно в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков - образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору. Святая Церковь, дорогие братья и сестры, зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: "В мире скорбни будете, но дерзайте..." (Ин. 16, 33). Только дерзая, мы научимся терпению. Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, несомненно, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня. Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9, 29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ - этого достаточно. А иногда, к чему особенно любят прибегать женщины, считается достаточным изменить свое лицо с помощью косметических средств. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами. Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании. Соделаем же себя достойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себя от грехов и вместе с Церковью воскликнуть: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. К таким мыслям, дорогие братья и сестры, пусть устремляется ваше сердце и разум. И Господь, Преобразившийся во славе, по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет Свою всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании и очищении. Аминь. |
Библиотека |
|
|