Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
День Святой ТроицыДень Святой ТроицыСвятая Троица - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории. Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском. Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне. Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени. Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу. Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. Впрочем, народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не враждебны христианству. И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, восполнил ее, показав людям, откуда исходят эта гармония и животворящая сила природы. Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения, он всего лишь тень Творца! В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, "органично вошедших" во все славянские христианские обряды. В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил. В одной только Самаре вырубалось до 10 тыс. деревьев (возрастом от 5 до 10 лет), а если взять в расчет всю губернию, то эта цифра достигала нескольких сотен тысяч. У пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий считалась символом чистоты и совершенства. После крещения коми народа культ березы исчез, однако почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских. Довольно забавные традиции сложились на Троицу в Сербии. Здесь мы приведем рассказ нашей соотечественницы, побывавшей на праздник Троицы в православном соборе в Загребе: «Церковь была полна народу, было довольно душно, пахло прелой травой и уже чуть пожухлыми листьями. К нашему удивлению, весь народ, находящийся в храме (видимо, испытывая сильнейшие молитвенные переживания), лежал на полу. "Вот молитвенники!" - немного позавидовав, решила я. Но, присмотревшись, я заметила, что они вовсе не лежат на одном месте - а потихоньку перемещаются, сгребая под себя, остатки травы (видимо остальную уже разобрали до нашего прихода). Набрав, на их взгляд, достаточное количество, люди торопливо отползали в сторону и начинали эту траву скручивать и прятать в сумки, после чего процесс этот неизменно повторялся, а служба шла своим чередом. Но тут уж и не до службы - надо траву собирать. (Позднее выяснилось, что мы никуда не опоздали, так как православные сербы не причащаются). Присущее мне любопытство просто не могло покинуть этого места неудовлетворенной, и я спросила знакомых, что же они пытались найти на полу. "Как, разве вы не плетете венков на Троицу? Ведь собрав как можно больше травы с пола в храме, свив из нее венки, ты в них заключаешь Святого Духа. И их можно повесить дома на стене. Так Святой Дух будет жить у тебя в квартире до будущего года. Я вот и маме сплела и подруге. Если бы я раньше знала, что вы этого лишены, я бы и тебе сплела"!». И все же праздник Пятидесятницы - это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Поэтому праздник рождения христианской Церкви именуется днем Святой Троицы. Этот праздник получил также название "Пятидесятница", потому что воспоминаемое событие произошло в 50-й день после Пасхи, совпадая с иудейской Пятидесятницей - праздником первых плодов и воспоминанием о даровании через Моисея израильскому народу синайского закона - десяти заповедей. Новозаветная Пятидесятница духовно преобразила ветхозаветную. С того момента, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде языков небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно бежал в страхе, начинают всемирную проповедь Евангелия. Распятые, сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа. Уже века светлый праздник Пресвятой Троицы соединяет и искреннюю радость, и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Бог есть Любовь, а Любовь вмещает в себя все. Еще при жизни Своей на земле Господь много раз говорил Своим ученикам о том, что Он никогда не оставит людей. Он собрал верующих людей в Свою большую семью, которую назвал Своею Церковью, и сказал: "Я создам Мою Церковь, и никогда врата адовы не одолеют Ее". Мы все - члены этой Церкви. День Пятидесятницы - день рождения ЦерквиВ праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах. В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – ''исполнишася вси Духа Свята''. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов. Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. ''Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо''. Но ''да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа''. ''Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа''. Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире. Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые ''насмехаясь, говорили'', что апостолы ''напились сладкого вина'' (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, ''они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?'' ''Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа'', - отвечал им Петр. После сего ''охотно принявшие слово'' немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой ''присоединилось в тот день душ около трех тысяч'' (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно. Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия. Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали ''Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа'' – ''Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную''. В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией. День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха. Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым. |
Библиотека |
|
|