Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ Чувство благоговения перед тайной Рождества Спасителя в Вифлееме заставляет христианина задуматься о том, как достойно себя подготовить к этому великому празднику. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мертвых, а церковный календарь указывает границы и содержание Рождественского Поста, напоминающего содержание Великого Поста. Рождественский Пост длится сорок дней (начинается он 15-го /28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 24-го декабря /6-го января), и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Он называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти святого апостола Филиппа. За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т.е. 2-го января, начинается пятидневное “предпразднство” наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, “Сочельник”, 6-е января, полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется “Сочельник”, а вернее - “Сочевник”, от слова “сочиво”, что значит - отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником. КАК БЫЛ УСТАНОВЛЕН РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября". Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий". По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. "Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным". По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти". Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. КАК ПИТАТЬСЯ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов". Согласно Уставу в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм (4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу. В приходской практике допускается послабление поста: рыба и вино благословляется во все дни кроме среды и пятницы (до начала предпразднства Рождества Христова - 2 января н. ст.). От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим" Умеренное употребление постной пищи и пития ослабляет в людях страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодро выполнять его требования. Пост - время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного "я". Пост - это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния - осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть стать лучше, чище, человечнее. |
Библиотека |
|
|