Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
Великая Суббота"Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим"В Великую субботу мы вспоминаем погребение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Телом Своим Господь лежал во гробе, а душа Его сходила во ад. И об этом сошествии во ад Церковь говорит во многих своих песнопениях, в том числе и в тех, которые мы слышим в храме: "Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим. Ты бо положься во гробе державне живоначальною дланью смерти ключи разверзл еси и проповедал еси от века тамо спящим избавление неложное быв, Спасе, мертвых первенец". Сегодня ад стонет и вопиет: "Лучше было бы мне не принимать родившегося от Марии, ибо найдя на меня, Он разрушил мою державу, сокрушил медные врата, а души, которыми я прежде владел, Он как Бог воскресил". Сегодня ад стонет и вопит: "Разрушена моя власть, я принял мертвого как одного из умерших, но удержать Его никак не могу, и теряю вместе с Ним тех, над кем царствовал. Я от века содержал мертвецов, но вот, Он всех воскрешает". Сегодня ад стонет и вопит: "Поглощена моя держава, Пастырь распят и Адама воскресил. Всех, над кем царствовал, я лишился, и кого смог поглотить, всех извергнул. Распятый опустошил гробы, и держава смерти обессилена". В этих словах Церковь говорит нам о том, что происходило в Святую и Великую субботу. Господь наш Иисус Христос сошел не только на землю, но Он сошел и в преисподнюю для того, чтобы и там находившиеся узрели Его пришествие, для того, чтобы и те, кто в аду, услышали Его проповедь. До пришествия Спасителя ад, ветхозаветный Шеол, был местом, куда отходили все умершие вне зависимости от их добродетелей и пороков. И ад воспринимался как место, где нет Бога, место отсутствия и место оставленности. И там ветхозаветные праведники пребывали в ожидании пришествия Спасителя, а грешники пребывали в безысходной муке и тоске. И вот в это темное царство, которое никогда не озарял Свет Божий, внезапно проник свет. И это было событие, которое имело значение не только для тех, кто находился там тогда, но и для всех тех, кто сойдет во ад и после сошествия туда Христа, ибо ад - это уже не место отсутствия, но это место, где Божий Свет присутствует, также как он присутствует на земле, также как он присутствует в раю. И если ад теперь существует, то не потому, что Бог его создал для того, чтобы наказывать людей, но потому что сами люди оказываются неспособными, неготовыми или не хотящими вместить в себя и принять этот Свет Божий. Свет Божий ныне сияет повсюду. Ни одна часть неба, земли и преисподней не исключена из этого присутствия Божия. И в аду Бог присутствует всей Своей силой, всем Своим существом, всем Своим могуществом и всем Своим беспредельным Светом. И только злая воля человеческая способствует тому, что ад, уже побежденный Христом, уже разрушенный, все еще сохраняется. Мы должны помнить, что ад будет существовать до тех пор, пока он существует в наших душах, пока мы в своем сердце не одержали ту победу, которую Господь одержал в этот страшный и великий день Великой субботы. До тех пор, пока этот змий, дьявол искуситель, продолжает в нас жить и действовать, в нас остается ад, и во всех тех людях, в которых живет дьявол, он тоже остается. И поэтому мы должны, вспоминая то, что происходило в Великую субботу, мы должны думать и о глубинах нашего сердца, куда тоже сходит Господь для того, чтобы уничтожить и там гнездящегося змия. Мы должны помнить о том, что сошествие Господне во ад имело отношение к каждому из нас, потому что в глубины наших сердец сходит Господь для того, чтобы вывести нас из этой преисподней тьмы, для того, чтобы ввести нас в жизнь вечную. Мы должны помнить, что Господь сошел во ад и для всех тех людей, которых мы с вами потеряли, и надеждой на встречу с которыми в будущем веке мы живем. Мы должны помнить, что эти люди ушли не в ад богооставленности, но они ушли туда, где уже пребывает свет Божий. И мы молимся за них и за всех тех, которые уже спасены Богом, и за всех тех, которые находятся на пути ко спасению, и также о "иже во аде держимых" мы молимся для того, чтобы все они стали способными причаститься этому небесному Свету. Епископ Иларион (Алфеев) |
Библиотека |
|
|