Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
Св. преподобномученица великая княгиня Российская Елисавета: житие и акафистЖитие святой преподобномученицы великой княгини Российской ЕлисаветыСвятая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна – дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучка английской королевы Виктории. В этой семье детей воспитывали по-английски строго: приучали к простой одежде и пище, к работе по дому, много времени уделялось урокам. Родители вели широкую благотворительную деятельность и постояно брали с собой детей в больницы, приюты, дома для инвалидов. Принцесса Елисавета особенно отличалась любовью к ближним, серьезным, глубоким характером. В девятнадцать лет она стала невестой российского Великого Князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II. Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца в Петербурге. Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость. Великая Княгиня очень много размышляла о вере, пытаясь найти истину, читала книги в уединении (вообще она тяготилась светскими развлечениями), молилась Господу о вразумлении. В 1888 году Сергею Александровичу было поручено быть представителем Российского Императора на освящении храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Елисавета Феодоровна поехала вместе с ним, радуясь возможности на Святой Земле помолиться о том, чтобы Господь открыл ей Свою волю. Увидев этот храм, она сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Постепенно она пришла к твердому решению принять Православие. Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии. Я все время думала и молилась Богу о том, чтобы Он указал мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом – оставаться так, как я теперь, – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, он никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него». «Эта перемена религии многих, я знаю, заставит поднять крик, но я чувствую, что это приблизит меня к Богу. Я знаю все ее догматы и буду с радостью продолжать их изучать. Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение, но – основа веры. Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем. Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение». Таинство Миропомазания было совершено 12 (25) апреля 1891 года на Лазареву субботу. Великой Княгине было оставлено прежнее ее имя, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи. В 1891 г. Великий Князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Его супруга должна была присутствовать на приемах, концертах, балах. Но не это приносило радость Великой Княгине, – ее душа стремилась к делам милосердия, она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей, раздавала еду, одежду, деньги, желая всячески облегчить условия жизни несчастных. В 1894 году сестра Елисаветы Феодоровны, Алиса, вышла замуж за Наследника Российского престола Николая Александровича, который вскоре стал Императором. В Православии она получила имя Александра. В 1903 году Николай Александрович с Александрой Феодоровной и Сергей Александрович с Елисаветой Феодоровной были на Саровских торжествах в честь прославления великого русского святого, преподобного Серафима Саровского, которого всегда очень почитали. В 1904 г. началась русско-японская война. Елисавета Феодоровна, имевшая уже хороший опыт благотворительности, стала одним из главных организаторов помощи фронту. Ею были устроены специальные мастерские, под которые были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились здесь за швейными машинами и рабочими столами. Отсюда на фронт посылали продовольствие, обмундирование, медикаменты, подарки. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших солдат и офицеров. Она также организовывала отправление на фронт походных церквей со всем необходимым для совершения богослужения. Однако русские войска терпели поражение за поражением. Политическая обстановка в России все более накалялась. Часто можно было слышать революционные лозунги, призывы к забастовкам. Появились террористические организации. Боевая организация эсеров приговорила к смерти Великого Князя Сергея Александровича. Елисавета Феодоровна знала, что ему угрожает смертельная опасность, она получала анонимные письма, в которых ее предупреждали, чтобы не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Но она старалась по возможности не оставлять его одного. 5 (18) февраля 1905 г. Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Через три дня Елисавета Феодоровна приехала в тюрьму, где содержался убийца. Она сказала, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. В руках она держала Евангелие и просила почитать его, однако Каляев отказался. Но все-таки она оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, сказав: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он сознает свой грех и раскается в нем». Затем Великая Княгиня обратилась к Императору с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено. С момента кончины любимого супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня превратилась в монашескую келью: была вынесена дорогая мебель, стены были перекрашены в белый цвет. Великая Княгиня собрала все свои драгоценности и часть их отдала в казну, часть – родственникам, а часть употребила на постройку Марфо-Мариинской обители милосердия. Она долго работала над уставом обители, желая возродить древний институт диаконисс, ездила в Зосимову пустынь, чтобы обсудить проект со старцами. В 1906 г. Великая Княгиня Елисавета познакомилась со священником Митрофаном Сребрянским, человеком высокой духовной жизни, который принял активное участие в составлении устава обители и стал ее духовником, так как соответствовал всем высоким требованиям. «Для нашего дела отец Митрофан – благословение Божие», – говорила Елисавета Феодоровна. (Отец Митрофан Сребрянский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских). В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. Сестер обучали основам медицины, главной их заботой было посещение больных и бедных, оказание помощи брошеным детям. В больнице обители работали лучшие специалисты. Все операции проводились бесплатно. При обители действовала бесплатная столовая для бедных, прекрасная библиотека, которой мог воспользоваться каждый желающий, был создан приют для девочек-сирот. Елисавета Феодоровна вела жизнь подвижническую. Она спала на голых деревянных досках, тайно носила власяницу, вкушала только растительную пищу, много молилась, мало спала, однако всячески старалась это скрывать. Великая Княгиня всегда все делала сама, не требуя помощи от других, участвовала в делах обители как рядовая сестра. Она очень любила совершать паломничества по святым местам. По свидетельству знавших Елисавету Феодоровну, Господь наградил ее даром рассуждения, открывал ей и картины будущего России. Она также продолжала заниматься благотворительной деятельностью и вне стен обители, посещать несчастных в разных больницах и приютах. Во время первой мировой войны Великая Княгиня занималась формированием санитарных поездов, устройством складов лекарств и снаряжения, отправкой на фронт походных церквей. Первое время после октябрьского переворота обитель не трогали. Великая Княгиня, остро переживала происходящие страшные события, однако отказывалась от предложений выехать за границу, желая разделить судьбу своей страны, которую глубоко любила (в одном из писем она писала: «Всеми фибрами души я русская»). В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконе Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и увезли из Москвы. С нею поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Их повезли в Пермь. Великая Княгиня писала сестрам: «Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника, Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки». Последние месяцы своей жизни Великая Княгиня провела в заключении, в школе на окраине города Алапаевска. Она посвящала все время молитве. Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в областной совет и предложили им идти на свободу, но они умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева ответила, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу своей настоятельницы. Глубокой ночью 5 (18 июля), в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Великую Княгиню в черную яму, она молилась: Господи, прости им, ибо не знают, что творят (Лк. 23; 34). Затем чекисты стали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность. Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича, сына Великого Князя Константина Константиновича, с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и ран. Останки мучениц в 1921 г. были перевезены в Иерусалим отцом Серафимом, игуменом Алексиевского скита Пермской епархии, другом и духовником Великой Княгини, и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Погребение Новомучениц совершал Патриарх Дамиан. Мощи их оказались частично нетленными. Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины. В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых. Память их празднуется в день их кончины – 5 (18) июля. Акафист святей преподобномученицевеликой княгине Россистей ЕлисаветеКондак 1 Избранная от рода державнаго дщерь Российская, любовию изобильною и милосердием Богу и ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая и венцем славы Христовы украшенная, восхваляем подвиги и страдания твоя, с любовию воспевающе ти сице: Ангельскою любовию Христа возлюбившая и Тому Единому служити желавшая, измлада материю твоею поучаемая, в трудех, молитвах и милостыни образ добродетелей явила еси. По кончине же матере твоея и ближних сродников крестный путь, Господем заповеданный уразумела еси. Темже дивящеся таковому от юности твоему избранию, со умилением взываем ти: Виде Господь благое сердца твоего изволение, яко от юности возжелела еси житие проводити во благочестии и чистоте, к небесней красоте очи сердца твоего устремляющи и огнь любве к Богу в себе воспламеняющи. Молитвами твоими и наша сердца любовию к Богу просвети, да с тобою воспоем Ему: Аллилуиа. Разумом свыше просвещаема, святая Елисавето, не убоялася еси оставити отечество, род и дом отца твоего и в новое отечество вселитися, егда браком сочеталася еси с российским Великим Князем Сергием, да с ним Богу послужиши, и вкупе с супругом твоим в целомудрии пожила еси, истинную любовь к людем российским показующи. Мы же с любовию взываем ти сице: Силою Божественныя благодати во спасение умудренная, разумом твоим познала еси веру истинную, княгине милостивая Елисавето, и во Святей Земли пребывающи, утвердилася еси в желании прияти Православие, воспевающи просветившему тя Богу: Аллилуиа. Имущи сердце, добрей земле подобящееся, веру Православную удобь восприяла еси, темже святаго Миропомазания и Причащения Святых Христовых Таин в праздник Воскрешения праведнаго Лазаря сподобилася еси. Мы же, славяще просвещение твое благодатию Святаго Духа, величаем тя: Буря злобы врага рода человеческаго не поколеба тя, святая, егда благоверный супруг твой мученически смерть претерпе, емуже сострадающи, велие мужество и христианскую любовь явила еси. Ангели же душу супруга твоего возносяще, пояху: Аллилуиа. Слышавше российстии людие о убиении благовернаго князя Сергия, моляху Бога, да укрепит тя, святая Елисавето, в несении скорби сея. Ты же, жертвенною любовию укрепляема, в темнице убийцу супруга твоего посетила еси к покаянию его подвизающи и молитвы возносящи ко Господу о прощении его. Сего ради приими от нас, недостойных, похвалы сия: Боготечною звездою возсияла еси в земли Российстей, святая Елисавето, егда богатство и славу яко прах вменивши, в руце Божии жизнь свою предала еси, да послужиши Ему постом и молитвою, и к страждущим явила еси велию любовь и милосердие. Тако и путь жития нашего светом добродетелей твоих озари, да радостно возопиим Богу: Аллилуиа. Видевше тя людие богоспасаемаго града Москвы дивную устроительницу обители Милосердия, возрадовашася, яко мнози жены и девы российския обретоша зде тихое и душеспасительное пристанище, подражающе святым женам-мироносицам Марии и Марфе в служении Богу и ближним. Сего ради, прославляюще тя, глаголем сице: Проповедницею любве Божественныя и милосердия Его и ревнительницею благочестия была еси в земли нашей, святая Елисавето, в сердцах людей российских любовь ко Господу и милосердие к братиям и сестрам нашим в бедах сущим возгревающи, да и мы твоим заветом последствующе воспоим Богу: Аллилуиа. Возсияла еси светом добродетельнаго жития в стране Российстей, преподобная мати наша Елисавето, во образе иночестем в посте и воздержании, в нощных бдениих и пениих молебных пожила еси, благочестию и смирению сестры обители твоея поучающи, да и мы, тобою на путь тесный подвига духовнаго наставляеми, ублажаем тя: Хотящи волю Господню разумети, святая Елисавето, всецело предала еси себе в послушание старцем Гавриилу Спасо-Елеазаровскому, Алексию Зосимовскому, такожде и другия богомудрыя старцы вопрошала еси, ничтоже без их благословения творящи, волю же свою отсекающи, темже и житие во обители Милосердия ко благу устрояла еси, непрестанно взывающи Богу: Аллилуиа. Новое чудо показа Господь, егда дарова ти, святая Елисавето, благодать и силу болезни врачевати, разслабленныя укрепляти, бедствующим помогати, обидимых заступати. Ты же, облегчение и отраду страждущим содевающи, немощным, всеми оставленным и увечным послужила еси со смирением и любовию. Темже и нас, грешных, твоею молитвою исцели и буди нам ко спасению управительница, да благодарственно воспоем ти: Странное и страшное видение яви Господь духовнику обители Милосердия отцу Митрофанию. Ты же, о святая мати, сие видение изъясняющи, прорекла еси, яко велие и грозное испытание грядет на Церковь Русскую и державу нашу: святынь поругание, брань братоубийственная, смута велия, мученическая кончина Царския Семьи; но помилует Бог Россию по молитвам святых ея, с ними же ты ныне воспеваеши Богу: Аллилуиа. Вся благодатию Божественною просвещаема, святая Елисавето, мысленными очима гневное посещение Божие страны нашея зрела еси и пророчески вещала еси, яко мнози мученицы и исповедницы в земли Российстей возсияют. Темже все упование на Божию Матерь возложити люди русския призывала еси, верующи, яко молитвами Ея устроится и благословится земля наша. Мы же, ведуще проречения твоего о судьбе Отчизны нашея сбытие ублажаем тя сице: Вся любовию к Богу пламенеющи, святая Елисавето, не убоялася еси, егда приидоша во обитель тобою созданную безумнии людие, хотящии суд неправеден над тобою совершити. Ты же, Господом сохраняема, смерти тогда убегла еси, о вразумлении и просвещении неразумных и заблуждших молящися, Богу же во благодарении воспевающи: Аллилуиа. Витий человеческих уста не возмогут достойно восхвалити крепость любве твоея во дни бед и напастей великих обышедших Отечество наше, егда не восхотела еси покинути Россию и обитель тобою созданную, сестры тоя стояти за веру православную даже до смерти стояти побуждающи. Мы же с любовию восхваляем тя: Спасительнаго подвига ищущи, святая Елисавето, с радостию благодарила еси Бога, яко сподоби тя понести крест Его. Темже просия победою вера твоя, егда к Голгофе своей восходящи, непрестанно возглашала еси: ЋСлава Богу за все!Л Умоли, о мати наша, да дарует нам Господь стяжати мудрость и силу за веру правую даже до смерти стояти и воспевати Ему единеми усты и единем сердцем: Аллилуиа. Стена необоримая и заступление стране Российстей даровася святая икона Божия Матере Державная, юже прияла есть во обители Милосердия святая Елисавета, яко знамение победы над миродержительми тьмы века сего. Сего ради и мы, все упование на Державную Владычицу Отчизны нашея возложивше, тебе яко истинную служительницу и послушницу Пречистыя Матере Господа восхваляем: Пение молебное Божией Матери возносила еси, святая Елисавето, в день празднования Иверския иконы Ея, егда взяша тя нечестивии и в темницу ввергоша. Ты же благодарила еси Христа Бога нашего, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и по Нем страдати, в узах темничных воспевающи Ему: Аллилуиа. Свет Божественный осия тя, страстотерпице святая, княгине Елисавето, купно с преподобномученицею Варварою, о Христе сестрою твоею и с прочими страстотерпцы именитыми, егда в глубокий ров ввержена сущи, тамо раны Великаго Князя Иоанна обязала еси, страдания умирающих облегчала еси, воспевающи священныя песнопения, за убивающих же тя молилася еси: ЋОтче, отпусти им, не ведят бо, что творятЛ. Уврачуй и наших душ раны, о мати наша, да с любовию воспоем ти: Благодати исполненнии сосуди явишася честныя мощи ваша, святыя преподобномученицы Елисавето и Варваро, ихже от поругания и безчестия спасти хотяще, благочестивии людие из России во Святый град Иерусалим пренесоша и в веси Гефсиманийстей на горе Елеон погребоша, к нимже приходящии ублажают вас, воспевающе Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа. Света небеснаго и благоухания чуднаго храм святыя мироносицы Марии Магдалини во Иерусалиме исполнися, егда гроб с телом Великия Княгини Елисаветы открыша. Темже ныне Церкве Православныя чада вси радуются и ликуют о Господе, притекающе к раце мощей твоих, преподобномученице Елисавето, чудеса точащих всем верующим, и благодаряще прославльшаго тя Господа поют сице: О великая страстотерпице, жен российских украшение и радосте наша, княгине милостивая Елисавето, приими воздыхание сердец наших, с любовию тебе приносимое, и твоим предстательством ко Господу дух правыя веры и благочестия в нас укрепи, в добродетели и милосердии нас утверди, помози крест скорбей с терпением и надеждою понести, в любви и согласии народ наш сохрани, да сподобимся в радость Господа внити, со Ангелы и всеми святыми поюще Ему: Аллилуиа. Сей кондак чтется трижды, затем икос 1: "Ангельскою любовию..." и кондак 1: "Избранная от рода державнаго..." |
Библиотека |
|
|