Уважаемые посетители! С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес pravoslavie.az Текущий же сайт является архивным. |
На главную /
История / Христианство в Кавказской Албании / Христианство в Албании при Аршакидах в V веке /
В середине V столетия, в 444 году243, царем Албании становится сын Сасанидской царевны, дочери Иездегерда II, и албанского царя Есвагена Ваче II 244. Царствование его совпадает с периодом ожесточенной борьбы албанского народа с персами за свою независимость и возможность свободно исповедовать христианство. В Албании в это время вспыхивают народные восстания против Сасанидов. Из свидетельства древних авторов нам становится известно о том, что первоначально Ваче был воспитан в христианском духе и считал себя христианином, но потом Иездегерд принудил его принять религию персов. Вероятнее всего предположить, что отказ Ваче от христианства был показным, за ним не стояло перемены его убеждений. И скорее всего такой шаг он был вынужден сделать, чтобы сбавить давление персов на свою страну. После смерти Иездегерда в 457 году царь Ваче под влиянием нарастающего народного возмущения публично отрекается от зороастризма. Отказавшись от религии магов, Ваче обращает в христианство свою мать и жену. Елише рассказывает, как наступивший временно в Персидском государстве мир был нарушен отказом албанского царя Ваче от подчинения, что случилось после воцарения Сасанида Пероза, т.е. после 459 года. Ваче открыл проходы Чора (Дербентские ворота) и пропустил войска маскутов, затем объединился с одиннадцатью царями (вождями) горных племен245 и, выступив, нанес поражение персам. Неоднократные попытки персов начать переговоры с Ваче оказывались тщетными. Тогда персы, призвав на помощь одну из орд кавказских хонов – хайлындуров, форсировали Дербентский проход, мобилизовали большое количество хонов и с их помощью начали длительную борьбу с албанами, принуждая их к повиновению. Война эта привела к опустошению большей части Албании, принесла населению много горя и тяжелых страданий, но не поколебала его мужества в борьбе за свою независимость246. Сознавая, что победа может и не быть одержана, Пероз обратился к Ваче с просьбой отпустить к нему в Персию его сестру и племянницу, которые в Албании вынуждены были принять христианство, и обещал албанскому царю оставить за это его страну. Ваче удовлетворяет просьбу обессилившего в длительной борьбе противника. Сам Ваче, желая смыть с себя грех пусть даже мнимого отступничества, считал, что «будет лучше умереть в мучениях, чем жить в отступничестве»247. Поначалу Ваче желал принять достойную воина смерть - умереть с мечем в руках, защищая отчизну и Церковь от врага. После того, как Пероз отступил в своих намерениях подчинить Албанию, а Ваче отпустил в Персию мать и жену, албанский царь решил удалиться от государственных дел: «Но блаженный муж не за царство воевал, а за веру в Бога боролся. И он отпустил мать и жену и совсем оставил управление своей страной. Сам же взял Евангелие и решил уединиться. Узнав об этом Пероз, царь персидский очень огорчился и стал валить все беды на своего отца. Скрепив печатью истинную клятву, он велел отнести ее Вачэ с просьбой: «ты только не отрекайся от управления страной и все, что ты пожелаешь – я сделаю». Он же пожелал взять себе лишь родовой удел, который остался ему от отца – тысячу семейств. Получив его от царя Пероза, он жил там вместе с отшельниками. И так жил он в мире с Богом, и не вспоминал даже, что прежде сам был царем» 248. Албанский историк приводит письмо армянского епископа Гюта (461-471 годы), направленное к царю Ваче после отречения его от престола. Это длинное письмо представляет собой настоящий панегирик «святому», как именует его Каланкатуйский, царю Ваче. Он пишет: «Ты увидел не только небеса, но и Великого в небесах, малыми же пренебрег. Оставил преходящее и обрел вечное, отверг золотую корону царскую, и вот для тебя оставлен венец нерукотворный, который примешь ты из святейших рук Христа. И всякий, кто ради Евангелия оставит отца, или мать, или братьев, или сестер, или все достояние свое, получит во сто крат [больше] и наследует жизнь вечную, непреходящую (Матфей, 19, 29). Нищему нетрудно так поступить, но мужу такому, как ты, царю – невозможно. А если же кто и поступит так, как это сделал ты, то людям это покажется невероятным, ангелам – удивительным, достойным Бога, оставившего несметный сонм ангелов, сошедшего в бренном человеческом облике. Дела твои достойны Бога. Он [Христос] стал жизнью и спасением для всего мира, а ты открыл всему миру дверь жизни и спасения. Сохранилась вера отцов твоих в родной стране – церкви целы, часовни мучеников безмятежны, священники [заняты] богослужением, жертвы на алтарях, пророки в чтениях, апостолы [в готовности] утешать, псалмопевцы в благословении, девицы в целомудрии, крещенные в святости и всякий [занят своим делом] согласно сану своему. Молва о благих делах твоих дошла от востока до Гадирона, от юга до севера. Страдальческое имя твое записано на золотой плите рядом [с именами] всех апостолов и первомучеников, патриархов и архиепископов, а также в книге жизни на небесах. Так будь же осторожен, о, великолепный, удостоенный величия такого и достигший небесных высот. Будь непоколебим в своей надежде, да не иссякнет любовь твоя. Будь терпелив в истинной вере, дабы дохлый дракон не мог потрясать своим хвостом над жизнью твоей. Ибо, если будучи отроком ты победил его, то возмужав, я уверен, ты растопчешь все его злые ухищрения. Если бы пришлось всю мою любовь к тебе выразить словами, то пришлось бы израсходовать много пергаменту. Много раз бывало из любви моей я хотел прийти [к тебе], и теперь ходатайством нашим и всей братии святой церкви, поручаем тебя Святому Духу. Господь с тобой, аминь.» 249. 243См. Бархударян М. Албания и её соседи. Тифлис, 1983. с.75.
|
|
|
|